Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая,
инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»). Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух аспектах: как вид предпринимательской деятельности и как вид межгосударственного сотрудничества.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. Среди важнейших актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, следует назвать:
· Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;
· Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее - Закон о специальных экономических мерах) определяет цели, принципы, виды и порядок применения специальных экономических мер;
· Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее - Закон о специальных мерах при импорте товаров) устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют, введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер;
· Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности;
· «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010);
· Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» устанавливает особый режим
предпринимательской, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях особых экономических зон;
· Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закон об экспортном контроле) устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности;
· Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ
«О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами» осуществляет государственное регулирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области;
· Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее -Закон о таможенном тарифе) определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот.
Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.
Осуществление внешнеэкономической деятельности регулируется также двусторонними и многосторонними договорами (например, Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). В частности, договорами может определяться режим осуществления внешнеэкономической деятельности.
Правовой режим означает совокупность правил осуществления внешнеэкономической деятельности, совершения экспортно-импортных операций. Различают национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный и специальный режимы.
Установление национального режима означает, что каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам другой договаривающейся стороны тот же режим, что и собственным гражданам и юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Режим наибольшего благоприятствования означает, что физическим и юридическим лицам договаривающихся государств будут предоставлены такие же права, как и физическим и юридическим лицам третьих государств. Устанавливая преференциальный режим, развитые государства предоставляют физическим и юридическим лицам
развивающихся государств определенные льготы и преимущества без взаимности.
Специальный режим - это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности. Например, такой режим установлен Соглашением о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г., с изменениями от 2 апреля 1999 г.) для подписавших его сторон (Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и др.).
Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности принадлежит обычаям. В качестве примера можно назвать Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», которые издаются Международной торговой палатой.