Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

Понятие "внешнеэкономическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Там сказано, что к ВЭД относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Из всего перечисленного на практике большая часть ВЭД приходится на сферу внешней торговли.

Более позднее определение внешнеторговой деятельности было дано в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) ФЗ от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

3) единство таможенной территории РФ;

4) взаимность в отношении другого государства;

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер гос. регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер гос. регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

10) обеспечение обороны и безопасности страны;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) гос. органов и их должностных лиц;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов гос. регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Российские участники внешнеэкономической деятельности – юр. лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также инд. предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Законодательство РФ о ВЭД составляют: -

Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 22.07.2005

г. № 117-ФЗ); -

Закон РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ (в ред. ог 18.02.2006 г. № 26-ФЗ); -

Закон РФ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации” от 22 июня 2005 г. № 116-ФЗ; -

Закон РФ об экспортном контроле” от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 (в ред. от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ); -

Закон РФ "О таможенном тарифе” от 11 мая 1993 г. № 5003-1 (в ред. от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ); -

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. на 26.09.2005г.); -

Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях” от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ); -

Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже” от 07.07.93 г. №5338-1; -

Закон РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами” от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ; -

Закон РФ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге” от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ.

К принципам государственного регулирования ВЭД относятся: -

защита государством прав и законных интересов участников ВЭД; -

равенство и недискриминация участников ВЭД; -

обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам; -

обоснованность применения мер регулирования; -

единство системы регулирования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере внешнеторговой деятельности относятся: -

формирование стратегии развития ВЭД в РФ; -

защита экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских резидентов; -

таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД; -

определение порядка ввоза и вывоза ядерных, взрывчатых, ядовитых веществ, а также товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье граждан; -

определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; -

заключение международных договоров РФ; -

информационное обеспечение ВЭД.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности составляют: -

таможенно-тарифное регулирование; -

нетарифное регулирование; -

запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; -

осуществление мер экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование - это установление ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование - это введение количественных ограничений экспорта или импорта.

Количественные ограничения ВЭД составляют: -

временные ограничения или запреты экспорта товаров в целях предотвращения или снижения их недостатка на внутреннем рынке РФ; -

ограничения импорта сельскохозяйственных товаров в целях стабилизации внутреннего производства; -

квотирование - установление ограниченного количества конкретного товара, разрешенного для экспорта или импорта (определяется на основе проведения конкурса среди потенциальных участников или аукциона).

Лицензирование в сфере ВЭД - это предоставление специального права на осуществление внешнеторговых операций участникам ВЭД в случаях: -

введения временных количественных ограничений экспорта или импорта; -

предоставления исключительного права на экспорт или импорт; -

реализации разрешительного порядка экспорта или импорта конкретных видов товаров.

В целях поддержания равновесия платежного баланса РФ Правительство РФ может принимать решения о введении ограничений внешней торговли в случае, если необходимо: -

остановить резкое сокращение валютных резервов РФ; -

достигнуть адекватного темпа увеличения валютных резервов (ст. 38 Закона "Об основах регулирования внешнеэкономической деятельности’).

Правительство РФ может вводить ответные ограничения внешней торговли, если иностранное государство: -

не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении РФ; -

предпринимает меры, нарушающие экономические или политические интересы РФ; -

не предоставляет российским юридическим лицам и гражданам адекватную и эффективную защиту их законных интересов; -

не предпринимает действий для борьбы с противоправной деятельностью своих юридических лиц и граждан на территории РФ.

Правительство РФ принимает следующие меры по развитию внешней торговли: -

расширение кредитования участников ВЭД; -

функционирование системы гарантий и страхование экспортных кредитов; -

организация международных торговых выставок и ярмарок; -

проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению отечественных товаров на мировые рынки.

Наши рекомендации