Эластичность предложения

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же производители относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.

Степень ценовой эластичности или неэластичности предложения рассчитывается так же, как и в случае со спросом, разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса заменяется процентным изменением величины предложения.

Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения.

Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

Методика расчетакоэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:

Эластичность предложения - student2.ru

Особенность коэффициентаЕs в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цены всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет наклон вверх (является возрастающей).

Эластичность предложения зависит также:

а) от способности товара к длительному хранению;

б) от возможности расширения производства товаров;

в) от фактора времени.

Фактор временииграет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.

В графическом изображении предложенияболее пологая кривая S соответствует большей эластичности. Предложение эластично, если Es>1, неэластичное предложение имеет Es<1/

На рис. 5-2 кривая S, характеризует эластичное предложение.При Еs > 1 (кривая S1) доход продавцов повышается быстрее с повышением цены. Напротив, при Е < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним В1 и С1). Вместе с тем, чем выше эластичность предложения, тем быстра снижаются доходы продавцов, чем ниже эластичность — тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса эластично по сравнению с крупными предприятиями.

       
    Эластичность предложения - student2.ru
  Эластичность предложения - student2.ru
 

Эластичность предложения - student2.ru P

Эластичность предложения - student2.ru Эластичность предложения - student2.ru Эластичность предложения - student2.ru

       

Эластичность предложения - student2.ru P1

PA

Эластичность предложения - student2.ru Эластичность предложения - student2.ru
   

P2

Эластичность предложения - student2.ru

0 QA Q

Рис. 5-2.Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложение

Существуют также предельные случаи эластичности предложения: пулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, как S1, на рис. 5-3. Здесь объем предложения Q* не увеличивается в зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая предложения картины какого-нибудь выдающегося художника например Рембрандта, совершенно неэластична, поскольку наличии имеется одна картина и не может быть больше, как высоко ни поднялась цена.

Эластичность предложения - student2.ru Эластичность предложения - student2.ru Эластичность предложения - student2.ru P

 
  Эластичность предложения - student2.ru

Эластичность предложения - student2.ru

Эластичность предложения - student2.ru P0

       
    Эластичность предложения - student2.ru
 
  Эластичность предложения - student2.ru

0 Q* Q

Рис. 5-3.Кривые предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение

Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение возмоги только при цене Р0

Лекция 6. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

1 Понятие производства, Производство и обмен

2 Технология и производственная функция. Изокванта и изокоста

3. Равновесие производителя

В данной лекции будут проанализированы инструменты, при помощи которых менеджеры смогут получить ответы на вопросы, о том какие исходные ресурсы и в каком количестве потребуется использовать фирме, чтобы выпускать продукцию с максимальной эффективностью. Материал этой главы послужит фундаментом для последующих тем, в которых будут рассмотрены проблемы ценообразования и определения объемов выпускаемой продук­те исследованы стратегии максимизации прибыли.

Наши рекомендации