Эластичность предложения
Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же производители относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.
Степень ценовой эластичности или неэластичности предложения рассчитывается так же, как и в случае со спросом, разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса заменяется процентным изменением величины предложения.
Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения.
Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.
Методика расчетакоэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:
Особенность коэффициентаЕs в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цены всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет наклон вверх (является возрастающей).
Эластичность предложения зависит также:
а) от способности товара к длительному хранению;
б) от возможности расширения производства товаров;
в) от фактора времени.
Фактор временииграет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.
В графическом изображении предложенияболее пологая кривая S соответствует большей эластичности. Предложение эластично, если Es>1, неэластичное предложение имеет Es<1/
На рис. 5-2 кривая S, характеризует эластичное предложение.При Еs > 1 (кривая S1) доход продавцов повышается быстрее с повышением цены. Напротив, при Е < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним В1 и С1). Вместе с тем, чем выше эластичность предложения, тем быстра снижаются доходы продавцов, чем ниже эластичность — тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса эластично по сравнению с крупными предприятиями.
P
P1
PA
P2
0 QA Q
Рис. 5-2.Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложение
Существуют также предельные случаи эластичности предложения: пулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, как S1, на рис. 5-3. Здесь объем предложения Q* не увеличивается в зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая предложения картины какого-нибудь выдающегося художника например Рембрандта, совершенно неэластична, поскольку наличии имеется одна картина и не может быть больше, как высоко ни поднялась цена.
P
P0
0 Q* Q
Рис. 5-3.Кривые предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение
Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение возмоги только при цене Р0
Лекция 6. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
1 Понятие производства, Производство и обмен
2 Технология и производственная функция. Изокванта и изокоста
3. Равновесие производителя
В данной лекции будут проанализированы инструменты, при помощи которых менеджеры смогут получить ответы на вопросы, о том какие исходные ресурсы и в каком количестве потребуется использовать фирме, чтобы выпускать продукцию с максимальной эффективностью. Материал этой главы послужит фундаментом для последующих тем, в которых будут рассмотрены проблемы ценообразования и определения объемов выпускаемой продукте исследованы стратегии максимизации прибыли.