Хочу работать в HarperCollins
Меня зовут Мэриан. Недавно я окончила колледж Дэвидсона и мечтаю работать в HarperCollins. Могли бы вы мне помочь? Если хотите увидеть мое резюме, кликните на ссылке.
Дебби Стайер в то время работала именно в HarperCollins, и, увидев объявление Мэриан – оно выскочило на ее странице в Facebook, – написала пост, похвалив девушку на инициативность и находчивость. И у недавней выпускницы колледжа появилась покровительница, которая, будучи одним из самых уважаемых специалистов в области американского книгоиздательства, открыто призывала коллег нанять Мэриан. Весть о ее необычной кампании по трудоустройству распространилась по всей отрасли. Позже Мэриан написала в своем блоге: «По меньшей мере один человек из каждого издательства, в которые я до этого обращалась, прислал мне письмо о том, что мое резюме отправлено в отдел персонала и со мной хотят встретиться, либо, на худой конец, что моя идея всем очень понравилась».
Находясь под впечатлением от креативности и находчивости молодой женщины, и я не смог удержаться и написал ей электронное письмо следующего содержания:
Хочу дать вам совет – собственно, единственный совет, который я могу вам дать. Стоит ли вам с вашим энтузиазмом, инициативностью и талантом искать работодателя, если вы вполне можете добиться большого успеха, став фрилансером и начав консультировать по вопросам публикаций?
Сегодня я уже три года работаю на самого себя и зарабатываю намного больше, чем если бы провел все это время, стараясь вскарабкаться на очередную ступень с низшей должности в издательстве, на которую устроился после университета.
Причем, заметьте, я добился всего этого, самостоятельно определяя свой рабочий график, удобно устроившись в Бруклине, выбирая интересующие меня проекты и используя лэптоп, который могу брать с собой куда угодно (Кстати, первые пять месяцев свободы в 2007 году я работал, попивая кофе с молоком в кафе Буэнос-Айреса.)
Вы полны энтузиазма. У вас есть талант. Несомненно, вы сможете сделать то же, что удалось мне. Просто постарайтесь мыслить шире. Вам не нужно издательство, которое будет платить вам 35 тысяч долларов в год, потому что вы сможете намного больше заработать самостоятельно с помощью своего таланта. Люди с такой активной позицией встречаются нечасто, и, какой бы путь ни избрали, вы далеко пойдете.
Поблагодарив меня за совет, Мэриан ответила, что все же намерена принять предложение о низшей, но перспективной должности в издательском бизнесе – одно из огромного числа предложений, полученных ею в результате кампании в Facebook. Она собиралась стать сотрудницей одного из крупнейших нью-йоркских литературных пиар-агентств (такой работе позавидовал бы любой выпускник гуманитарного вуза, мечтающий прорваться в издательский мир Нью-Йорка).
Однако уже через несколько месяцев работы с девяти до пяти идея свободной занятости победила. Мэриан решила стать самостоятельной; она написала мне и попросила совета. Я с удовольствием стал ее наставником при переходе в статус консультанта-фрилансера. Девушка сделала серьезный шаг, отказавшись от комфорта и защищенности наемного труда и начав жизнь фрилансера, специализирующегося на консультациях по вопросам социальных сетей. А первые заказы ей подкинула все та же Дебби Стайер.
Через полтора года после того, как Мэриан стала фрилансером, и всего через два года после окончания колледжа, она самостоятельно создала чрезвычайно интересный и популярный блог, посвященный книгоизданию. Сегодня на каждый размещенный ею пост проходит более полсотни комментариев (блог, разумеется, работает на платформе WordPress Мэтта Мулленвега). Ее публикации привлекли тысячи фолловеров в Twitter, которые постоянно пишут на них ретвиты. Контент цитируют ABC News, CNN, и Time, а портал MSN назвал ее ресурс признанным экспертом в области социальных сетей; его даже включили в список «лидеров издательского дела для следующего поколения». (Подумайте, разве добилась бы Мэриан такого признания после года работы на ниве книгоиздательства – работы, которую она так упорно искала, но которую ей так и не предложили?)
В результате огромной популярности спрос на услуги Мэриан резко вырос, и сегодня она берет 100 долларов за час консультации. Может ли рассчитывать на такое недавний выпускник гуманитарного колледжа? (И все это, заметьте, случилось в разгар сильнейшего экономического кризиса.)
Мэриан устроилась намного лучше своих бывших однокурсников. «Кажется, только один человек из тех, с кем я выпускалась, работает полный рабочий день, все остальные – на нескольких работах с частичной занятостью. Этот единственный, с позволения сказать, счастливчик, окончил колледж со всякими грамотами и наградами за отличную учебу; он действительно невероятно умный. А сейчас работает в Starbucks, потому что не может найти другой работы».
Помимо весьма прибыльного консультирования по интернету и Skype, позволяющего Мэриан жить то в Лондоне, то в Новой Зеландии, то в Нью-Йорке, она также продает разработанный ею онлайн-курс под названием «Поиск работы в пижаме», и теперь любой желающий может добиться такого же успеха, используя для поиска работы социальные сети и персональный брендинг так, как использует его талантливая предпринимательница.
А что же Мэриан советует недавним выпускникам колледжей и университетов? Она сказала мне так: «Насколько мне известно, имеется около двух десятков лучших блогов и специалистов в любой области деятельности, которые пользуются реальным влиянием в сети. Надо выйти в интернет, подружиться с ними и читать все, что они пишут и что доступно всем, и активно комментировать эти блоги. Предположим, вы мечтаете работать в некоммерческой организации. Сделайте в Google запрос «некоммерческие организации в Twitter», и почти наверняка обнаружите любезно составленный кем-нибудь список двадцати пяти лучших некоммерческих организаций в Twitter, а то и конкретно больниц, рекламных агентств и других учреждений. В сущности, не важно, в какой отрасли вы хотите работать; в Twitter непременно найдется соответствующее сообщество. Подружитесь с его членами. Поверьте, это совсем нетрудно. Заведите свою страницу в Twitter и просто начните общаться с сообществом, связанным со сферой деятельности и профессией, о которой вы мечтаете; со временем вас заметят, с вами многие познакомятся, и найти работу станет намного проще.
Забудьте о консультантах по вопросам карьеры и не слишком беспокойтесь о резюме. Резюме, конечно, составить нужно, потому что вас наверняка попросят его предоставить, но слишком на него не рассчитывайте. Главное – обеспечьте свое присутствие в сети. Мое поколение часто использует Facebook и другие социальные сети только для общения с друзьями и размещения забавных фотографий. Но с их помощью можно сделать намного больше».
Короче говоря, успех Мэриан ни в коей мере не зависел от наличия диплома об окончании колледжа и весьма впечатляющего резюме, равно как и от того, какие предметы она изучала и насколько старательно. Все определил мудрый и новаторский подход к созданию Я-бренда.