Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре»

«Ты мне нравишься тем...»
(20 мин.)

Вариант!. Участники встают в круг. Ведущий бро-
сает мяч одному из участников, говоря при этом
«Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся
качество (несколько качеств). Участник, получивший
мяч, бросает его другому человеку и называет понра-
вившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех
участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упраж-
нение можно сделать в парах.

«Комплимент» (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний.
Количество участников в обоих кругах должно быть
одинаковым. Участники, стоящие друг напротив дру-
га, говорят друг другу комплименты.

Затем по команде ведущего участники внутренне-
го круга передвигаются, меняя партнера. Процедура
повторяется до тех пор, пока каждый участник внут-
реннего круга не повстречается с каждым участни-
ком внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому
что...» (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер расска-
зывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-ни-
будь неприятном либо говорит о каком-либо своем
недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслу-
шивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец,
потому что...».

«Мы с тобой похожи тем, что...»
(20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний
и внешний. Количество участников в обоих кругах
должно быть одинаковым. Участники внешнего кру-
га говорят своим партнерам фразу, начинающуюся
со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...»(например:

мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля,
учимся в одном классе и т.д.).

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с то-
бой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой
отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).

Затем по команде ведущего участники внутренне-
го круга передвигаются, меняя партнера. Процедура
повторяется до тех пор, пока каждый участник внут-
реннего круга не повстречается с каждым участни-
ком внешнего круга.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество
стульев (5—7).

Комната перегораживается посередине стульями
или веревкой (веревку держат ведущие на уровне
0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться
на другую сторону преграды. Если хоть один человек
остается по другую сторону преграды или преграду
задевают, все участники возвращаются обратно. Ве-
ревку, по решению ведущих, можно поднимать на
любую высоту. В зависимости от особенностей груп-
пы возможен вариант проведения игры в один или
два этапа.

Т.е. «стена» может стать значительно выше и груп-
пе придется повторить штурм, чтобы вернуться об-
ратно. Второй этап желателен, если в процессе зна-
комства и выработки правил, группа проявила раз-
лад, соперничество, склонность к «навешеванию яр-
лыков». Завершив игру, тренер обсуждает стратегию
решения проблемы или причину ее отсутствия. А
также оговаривает с участниками, из за чего у них
возникали проблемы и какие еще стратегии могли
быть избранны группой.

«Лабиринт» (30 мин.)

Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, на-
учиться прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: бумажный скотч или полоски из бума-
ги для строительства поля. Размер одного квадрата
на поле примерно 20 на 30 см.

Вид поля

конец поля

    +                  
    +                  
+                      
    +                  
    +       +   +      
        +       +      
                    +  
                +      

начало поля

На полу ведущими раскладывается поле, состоя-
щее из небольших квадратиков. Часть этих квадрати-
ков «заминировано» (пустые квадратики). Крестика-
ми отмечена не заминированная дорога, которую
должны найти участники.

Задача группы: всем участникам перебраться на
противоположную сторону поля.

Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение
стратегии действий. После этого они не должны раз-
говаривать; нельзя показывать на поле, помечать
нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один уча-
стник идти по полю не может; через один квадратик
шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминиро-
ванный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал
(хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на
другую сторону за 10-15 мин., то можно делать вы-
вод о том, что группа хорошо сплочена, может нахо-
дить правильные стратегии выхода их сложных ситу-
аций.

«Постройка моста» (50 мин.)

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножни-
цы.

Разделите группу на две команды. Одна команда
вместе с ведущим выходит за дверь, вторая — оста-
ется с другим ведущим в комнате. Первой группе да-
ется следующее задание: участники должны изобра-
жать миссионеров, а оставшаяся группа — туземцев
племени, не знающего ни письменности, ни матема-
тики, ни инженерии. У них в племени недавно нача-
лась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести
же их до больницы невозможно, т.к. до нее по доро-
ге — 105 км; напрямую — 5 км, но путь лежит через
непроходимые болота. Необходимо научить их стро-
ить мост, т.к. если построить им самим, они все рав-
но не научатся его ремонтировать. Мост должен со-
стоять из 5 метров склеенных между собой листов
бумаги, ширина моста — половина ширины листа бу-
маги с 5-миллиметровым отступом в большую сторо-
ну. Кроме того, миссионеры должны убедить тузем-
цев в необходимости постройки моста. Время на по-
стройку — 20 мин.

Команде туземцев сообщаются следующие прави-
ла: общаться с миссионерами может только глава
племени. Женщины не имеют права держать в руках
ножницы, мужчины — линейку. Каждые 3 минуты
(по команде ведущего) они должны усиленно мо-
литься, бросив все дела. При склеивании бумаги на
каждый стык они должны наклеивать один треуголь-
ник и цветок.

В течение 7 мин. участники обсуждают правила,
распределяют роли и вырабатывают план действия.

После завершения игры участников просят поде-
литься своими впечатлениями. В зависимости от ре-
зультатов можно сделать вывод о работе в нецеле-
вых группах, т.е. группах, у которых нет намерений
следовать целям других людей, даже желающих им
добра. Кроме того, делается вывод о необходимости
учитывать интересы и желания других людей, без че-
го не может возникнуть понимание и совместная
продуктивная деятельность.

Наши рекомендации