Н.овая политика гос-ва
Соц.-эк-кая сущность и функции Н.ов
Н- это обязат. индив. безвозмездн.платеж, взысканный с орган-ии и физ. лиц в форме отчуждения, принадлеж-их им на праве собствен-ти, хоз. ведения или опративн. управл-ия ден.ср-в в целях фин. обеспеч-ия деятельности гос-ва
Сбор- это обязат.взнос , взимаемый с орг-ии и физ. лиц, уплата кот. явл. одним из условий совершения в отношении плательщика сборов гос. органами юрид-ки значимых действий( предоставление определен. прав, выдача лицензий)
Функции Н.ов:
1. Фискальная: Н.-это ист-ик пополнения бюджетов всех уровней
2. Соц-ая: Н.-это инструмент перераспр-ия нац. дохода и ср-во обеспечения соц. незащищенных слоев населения
3. Регулирующая (стимулирующ, дестимулирующ., воспроизводствен)
4. Контрольная
Классификация Н.ов:
1) По способу взымания
· прямые
· Взимаемые с им-ва или дохода плательщика
· Косвенные Н. (вкл. в цены товара или услуги)
2) По установочному органу :
· Фед.
· Регионал.
· Местные
3) По целевой направленности:
· Абстрактные или общие (НДС, акцизы)
· Целевые (ЕСН)
4) В зависимости от субъекта Н.оплат-ка
· Н с физ. лиц
· Н с юр. лиц
· Смежные Н
5) По порядку введения
· Общеобязательные
· Факультативные
С/ма Н.ов в РФ
1. В РФ устанавливаются следующие виды н. и сб.: федеральные, рег-ые и местные.
2. Фед. нал. и сборами признаются Н.и и сборы, которые уст-ны настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
3. Рег. Нал. признаются Н.и, которые уст-ны настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о Н.ах и обязательны к уплате на территориях соотв-х субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Рег. Н.и вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о Н.ах.
При установлении рег-х Н.ов законодат-ми (представительными) органами гос. власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы н/о: Н.овые ставки, порядок и сроки уплаты Н.ов. Иные элементы н/о по рег-ым Н.ам и Н-плательщики определяются настоящим Кодексом.
Закон-ыми (представительными) органами гос. власти субъектов РФ законами о Н.ах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться Н.овые льготы, основания и порядок их применения.
4. Местными Н.ами признаются Н.и, которые уст-ны настоящим Кодексом и НПА представительных органов муниц-х образ-ий о Н.ах и обязательны к уплате на территориях соотв-х муниц-х образ-ий, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и п. 7 настоящей ст.
Местные Н.и вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниц-х образ-ий в соответствии с Кодексом и НПА представительных органов муниц-х образ-ий о Н.ах.
Фед., рег-ые и местные Н.и и сборы отменяются настоящим Кодексом.
Кодексом устанавливаются спец-е Н.овые режимы, которые могут предусматривать фед-ые Н.и, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса, опр-ся порядок установления таких Н.ов, а также порядок введения в действие и применения указанных спец-х Н.овых режимов.
Спец-е Н.овые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных Н.ов и сборов, указанных в Ст.х 13 - 15 настоящего Кодекса.
Ст.13. Фед-ые Н.и и сборы(в ред. ФЗ от 29.07.2004 N 95-ФЗ)К фед-ым Н.ам и сборам относятся:1) НДС;2) акцизы; 3) НДФЛ.;4) ЕСН.;5) Н. на прибыль орг-ций;6) НДПИ;7) водный Н.;8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;9) гос. пошлина.
Ст. 14. Рег-ые Н.иК региональным Н.ам относятся:
1) Н. на им-во организаций;2) Н. на игорный бизнес;3) транспортный Н..
Ст. 15. Местные Н.: 1) зем. Н.;2) Н. на им-во ф.л..
Ст. 17. Общие условия установления Н.ов и сборов
1. Н. считается установленным лишь в том случае, когда определены Н.оплательщики и элементы н/о, а именно:объект н/о; Н.овая база; Н.овый период; Н.овая ставка; порядок исчисл. Н.а; порядок и сроки уплаты Н.а.
В необходимых случаях при установлении Н.а в акте законодательства о Н.ах и сборах могут также предусматриваться Н.овые льготы и основания для их использования Н.оплательщиком.
Ст. 18. Спец. Н.овые режимы
1. Спец-е Н.овые режимы могут предусматривать особый порядок опр-ия элементов н/о, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных Н.ов и сборов, предусм-х Ст.ми 13 - 15 настоящего Кодекса.
2. К специальным Н.овым режимам относятся:
1) с/ма н/о для с/х-х товаропроизводителей (ЕСХН.);
2) упрощенная с/ма н/о;
3) с/ма н/о в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности;
4) с/ма н/о при выполнении соглашений о разделе продукции.
Элементы н/о
Элементы н/о- это определяемые закон-ыми актами осн. харак-ки Н.а и порядок его взимания
I. Обязательные элементы- это элементы Н.а, без кот. Н.ов. обязательство и порядок его исполнения на м. считаться определенными
· Субъект Н-о ( Н-плат-щик)-это лицо, обязанное уплачивать Н за счет собствен. ср-в (резеденты, нерезиденты)
· Объект н-о- это юрид. факты, кот обуславливают обязанность субъекта заплатить Н.
· Нал. база – количеств. выражение объекта нал-обл., стоимостн., физ. или иная характеристика объекта нал-облож-ия
· Нал период –срок в теч кот. формируется нал. база и опред-ся размер нал. обязат-ва
· Нал. ставка
· Порядок исчисления нал.
· порядок и сроки уплаты нал.
II. Факультативные эл.- они не обязательны , но м.б. определены законодател. актом
· Нал. льготы
· Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм Н.а
· Ответс-ть за нал. п/нарушения
· Форма отчетности по нал.
III. Дополнит. эл.- они не предусмотрены в обяз. порядке для установления Н.а, но косвенно присутствуют при установлении нал. обязат-ва
· Предмет Нал-обл
· Масштаб нал. обл
· ед-ца нал-обл
· метод нал. обл
· источник нал. обл
· нал. оклад
Н.овая политика гос-ва
Параметры Н.овой с/мы во многом зависят от проводимой гос-ом Н.овой политики. (НП)
НП представляет собой совокупность эк-ких, финансовых и правовых мер гос-ва по формированию Н.овой с/мы страны в целях обеспечения финансовых потребностей гос-ва.
НП должна проводиться с учетом финн. интересов не только гос-ва, но и Н.оплательщика. Кроме того НП должна быть целиком подчинена общепринятым принципам н/о.
Н.овую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией.
Органам, непосредственно отвечающим за проведением Н.овой политики на территории РФ является МФ РФ, а за ее выручку и осуществление – МНС РФ.
НП проводится с посредством следующих методов:
1 – управление – заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и Н.овых органов, которая нацелена на создание совершенной с/мы н/о и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
2 – информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и Н.овых органов по доведению до Н.оплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения Н.овых обязанностей.
3 – воспитание – имеет своей целью привитие Н.оплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих Н.овых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости н/о для гос-ва и общества.
4 – консультирование – сводится к разъяснению финансовыми и Н.овыми органами лицам, ответственным за исполнение Н.овых обязанностей, положение законодательства о Н.ах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
5 – льготирование – это деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям Н.оплательщиков возможностей не уплачивать Н.и и сборы.
6 – контролирование – деятельность Н.овых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства по Н.ам и сборам, нацеленную на достижение высокого уровня Н.овой дисциплины среди Н.оплательщиков.
7 – принуждение – деятельность Н.овых органов по принудительному исполнению Н.овых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных плательщиков мер взыскания и др.санкций.
В совр.условиях в гос-ве с развитой эк-кой главной целью НП является обеспечение бюджетов всех уровней финн. ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение бюджетных доходов – основа эк-го роста, повышение благосостояния населения, укрепление обороноспособности, решение экол-х и др. проблем общества. Важное значение имеет осуществление при помощи Н.ов распред-х и перераспред-х процессов. Реализация НП осуществляется через Н.овый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов Н-ых отношений гос-ва и Н.оплательщиков.
Н.овый механизм включаетН.овое:
Планирование, призванное обеспечить оптимизацию Н.овых платежей,
Прогнозирование – основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниц-х образ-ий на определенный период.
Регулирование Н.овых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями.
Контроль – призван обеспечить полноту поступлений Н.овых доходов в бюджет. Инструменты в Н.овой политики : ставки, льготы, Н.ооблагаемая база.