Виды и модели экономических систем
1. Понятие экономической системы.Экономическая теория всегда рассматривает хозяйство как экономическую систему.
Экономическая система – определённый способ организации экономической жизни. Тип экономической системы определяется типом собственности на экономические ресурсы и характером экономических отношений.
Экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг.
В экономической системе всегда существуют три основных субъекта экономики: домохозяйства, фирмы и государство.
2. Критерии классификации.Экономические системы можно классифицировать по различным признакам:
– по функциональному назначению;
– отраслевому набору;
– воспроизводственному подходу;
– институционному составу;
– социальному содержанию.
Структурные элементы экономической системы находятся в динамичном взаимодействии, формируя пропорции экономической системы.
Экономические пропорции – это количественное соотношение отдельных частей в рамках всей экономической системы.
Изменение пропорций можно отследить с помощью индексного метода, рекомендованного экономической комиссией ООН.
3. Типы экономических систем.В самом общем виде можно выделить три основных типа экономических систем.
При традиционной системе в экономике сильны национальные исторические традиции и обычаи хозяйствования, которым присущи натурализация хозяйственной деятельности и сословность.
При планово-хозяйственной системе государство регламентирует хозяйственную деятельность.
При рыночной системе центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.
4. Модели современной экономической организации общества.Современная экономическая система подавляющего большинства цивилизованных стран базируется на рыночных отношениях. Действует ряд моделей такой организации хозяйства. Они носят названия тех стран, в которых они реализованы наиболее полно: американская, китайская, японская, шведская.
Перечисленные модели современных экономических систем хозяйствования нередко дополняются промежуточными вариантами: немецким, французским, южно-корейским и др.
5. Роль государства в рыночной экономике.Государство является основным институтом экономической и политической системы общества. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:
во-первых, это суверенитет. Государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов
во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур
в-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счёт участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т. п. Доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства
в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Задача государства в рыночной экономике состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.
Правовая функция представляет собой институт, регулирующий наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идёт об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий.
Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов.
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:
- минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики;
- создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка;
- обеспечение социальной защиты населения.
Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.