Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Понятие экономической культуры. Понятие хозяйственной власти. Социальная укорененность экономического действия: собственность и власть; труд и социализация; распределение и справедливость; обмен и самоутверждение; потребление и соучастие; доход и статус; производство благ и производство знаков; множественность денег. Проблема включения социальных элементов в экономическую теорию.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. 5.
DiMaggio P. Culture and Economy/Smelser N., Swedberg R. (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton, Princeton University Press, 1994. P. 27–57.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // Thesis, 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231–254.
Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 108–133.
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991. Разд. 2.
Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики, 1992. № 3.
Радаев В. Что изучает экономическая социология // Российский экономический журнал, 1994. № 9. С. 49–55.
Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. London, Sage, 1994. P. 1–11.
Zelizer V. The Social Meaning of Money. N. Y., Basic Books, 1994. P. 36–70.
Тема 6–7. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Экономические трактовки предпринимательской функции. Исходное определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер и др.). Исторические и социальные корни предпринимательского духа (М. Вебер, В. Зомбарт). Предприниматель, мещанин и бюрократ. Средневековое и капиталистическое предпринимательство.
Социологический подход к проблеме предпринимательства. Социальный портрет современного предпринимателя. Маргинальность предпринимательских групп. Этническое предпринимательство. “Новая волна” предпринимательства. Предпринимательство и кризисы. Предпринимательство как вид идеологии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики, 1993. № 8. С. 153–159.
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. С. 45–49, 82–103.
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. 6–7.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 169–195.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61–106, 136–207.
Радаев В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис, 1993. № 5. С. 79–87.
Радаев В.В. На изломе социальных структур // Рубеж, 1995. № 6–7. С. 165–197.
Радаев В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики, 1996. № 7. С. 72–82.
Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur / Kent C.A. et al. (eds.) Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1982. P. 39–57.
Hebert R., Link A. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critique. N. Y., Praeger, 1988.
Owen T.C. Entrepreneurship and the Structure of Enterprise in Russia / Guroff G., Carstensen F.V. (eds.) Entrepreneurship in Imperial Russia and the Soviet Union. Princeton, New Jersey, 1983. P. 59–83.
Shapero A., Sokol L. The Social Dimensions of Entrepreneurship /Kent C.A. et al. (eds.) Encyclopedia of Entrepreneurship, 1982. P. 72–90.
Тема 8–9. СОЦИОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Экономические подходы к теории фирмы. Общее понятие организации, ее ключевые признаки. Ключевые социологические подходы к анализу организации. Социологический портрет хозяйственной организации. Бюрократизм как форма современной хозяйственной организации. “Постмодернистская” организация.
Основные виды организаций. Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Соотношение “традиционных” и “современных” организационных форм.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Пригожий А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. С. 27–46.
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997. Гл. 8–9.
Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка / Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 411–442.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Окумура X. Корпоративный капитализм в Японии. М.: Мысль, 1986. С. 30–63.
Радаев В. Хозяйственная организация как объект социологии // Российский экономический журнал, 1995. № 2. С. 69–74.
Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС, 1996.
Albrow М. Bureaucracy. London, Macmillan, 1970. Р. 33–49, 84–105.
Alchian A.A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization //American Economic Review, 1972. Vol. 62, No. 5.
Etzioni A. Organizational Control Structure / March J. (ed.) Handbook of Organizations, 1965. P. 650–677.
Perrow C. Economic Theories of Organization // Theory and Society, 1986. Vol. 15. P. 11–45.
Stinchcombe A. Economic Sociology. Chapter 4: Economic Organization. N.Y., Academic Press, 1983. P. 130–177.
Useem М. Shareholder Power and the Struggle for Corporate Control / Swedberg R. (ed.) Explorations in Economic Sociology. N.Y., Russel Sage Foundation, 1993. P. 308–334.
Weber М. Economy and Society. Berkeley. University of California Press, 1978. Vol. I. P. 48–56, 74–75, 215–226.