ТЕМА 2: Маркетинговые исследования
Цель: изучение технологии проведения маркетинговых исследований.
Задачи:
– научиться формулировать цель и задачи проведения маркетинговых исследований;
– выявить особенности различных методов проведения маркетинговых исследований, определить целесообразность их применения для Вашей компании.
План изучения темы:
1. Сущность и порядок проведения маркетинговых исследований
2. Методы проведения маркетинговых исследований
Сущность и основные направления маркетинговых исследований
Аналитическая функция маркетинга (маркетинговые исследования) – это функция, связывающая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологами посредством информации, которая используется для распознавания и определения возможностей и проблем, выработки, оптимизации и оценки маркетинговых действий, определения эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесса.
Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Необходимо постоянно мониторить рыночные тенденции. Это позволит Вам замечать изменения в потребностях клиентов раньше, чем это сделают конкуренты, и превращать потенциальные возможности в преимущества. Например, компания по производству игрушек Bratz, своевременно заметив новую тенденцию среди подростков (красивое должно выглядеть «круто»), решила создать кукол, которые в корне отличались бы от «примерных девушек» Барби. Результат – ошеломляющий коммерческий успех новинок.
Успешность мониторинга рыночных тенденций зависит от своевременного нахождения ответов на ряд вопросов. Первая их группа касается трендов (таблица 1, этап 1). Положительные результаты дает и такой подход, как «взгляд снаружи». Он заключается в том, что ситуацию, сложившуюся в компании, нужно проанализировать со стороны. Это поможет более объективно оценить возможности, предоставляемые рынком. Сначала нужно отследить все, что происходит в окружающей компанию среде, задав себе несколько вопросов (таблица 1, этап 2), а затем просчитать все, что касается вашей работы с клиентами (таблица 1, этап 3).
Таблица 1. Мониторинг рыночных тенденций: бланк для заполнения
Вопрос | Ответ |
Этап 1. Отслеживание трендов | |
1. Какие тенденции Вы наблюдаете в своей сфере бизнеса? | |
2. Какие тенденции Вы предчувствуете? | |
3. Какие тенденции могут существенно повлиять на расстановку сил в отрасли? | |
4. Какие изменения внешней среды могут представить для Вас интересные возможности? | |
5. Что из того, о чем Вы читаете в новостях, можно расценивать как Ваше потенциальные возможности? | |
Этап 2. Взгляд снаружи | |
6. Какие события происходят на рынке? | |
7. Как изменяются рыночные потребности? | |
8 Каковы причины этих изменений? | |
9. Какие выгоды можно извлечь из ситуации? | |
Этап 3. Удовлетворение потребностей клиентов | |
10. Какие потребности клиентов удовлетворяет наша компания сейчас? | |
11. Какие еще потребности Вы могли бы удовлетворять сейчас? а в будущем? | |
12. Чего Вам для этого не хватает и как получить недостающие умения, средства, ресурсы? | |
14. какие преимущества и внутренние ресурсы есть у компании? а какие могут понадобиться в будущем? | |
15. Какие имеющиеся компетенции нуждаются в корректировке? |
Когда изучаемая проблема четко определена, исследователь должен переключить свои усилия на непосредственный сбор информации. В качестве информационного ресурса выступают вторичные данные, а при необходимости и первичная информация.
Вторичная информация – это статистические данные, собранные не для текущего исследования, а для каких-то других целей.
Вторичная информация делится обычно на внутреннюю и внешнюю.
Внутренними данными называются те, которые собираются внутри предприятия, для которого проводится исследование. Внешние данные – это те, которые поступают из посторонних по отношению к предприятию источников.
Исследования, базирующиеся на использовании вторичной информации, называются вторичными, или кабинетными исследованиями. То есть кабинетные исследования – это анализ имеющихся источников об изучаемой, исследуемой проблеме в системе маркетинга.
В тех случаях, когда кабинетное исследование не дает нужного результата, проводят первичное (полевое) исследование. В основе полевого исследования – использование первичной информации.
Первичная информация собирается исследователем непосредственно в ходе и в интересах проводимого исследования. Методы сбора первичной информации будут проанализированы нами далее.