Задания для контрольных работ
Вариант 1
1. Предприятие (организация) как субъект хозяйствования: характеристика и роль.
Цель и задачи создания и функционирования предприятия.
2. Формирование основных фондов предприятия.
3. Содержание и роль инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.
4. Задача: определить увеличение выручки от перевозок в результате роста коэффициента выпуска автомобилей на линию с 0,65 до 0,78 и коэффициента использования пробега с 0,62 до 0,75 на основании следующих исходных данных.
Списочное количество автомобилей МАЗ 53366 – 10 единиц. Дни работы предприятия в году - 305. Среднее время работы автомобилей на линии 9,1 часа. Перевозки осуществляются за городом. Среднее расстояние перевозки 168 км, груз 2-го класса. Категория условий эксплуатации – первая. Время погрузки и разгрузки на одну ездку выбирается на основании единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. Справочные данные приведены в приложении Б. Годовой объем перевозок соответствует провозным возможностям подвижного состава.
Примечание: для расчета выручки от перевозок следует использовать тарифы на перевозку грузов, сложившиеся на дату выполнения контрольной работы в Великом Новгороде и области.
Вариант 2
1. Механизм функционирования предприятия (организации) в условиях рыночной
экономики.
2. Виды оценки основных фондов и их использование в экономических расчётах.
3. Оценка затрат и разработка рекомендаций по оптимизации расходов предприятия
на производство и реализацию продукции (оказание услуг).
4. Задача: определить изменение фондоотдачи в текущем году в результате увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию с 0,74 до 0,79 и времени работы автомобилей в наряде с 9,1 до 9,8 часа на основании следующих исходных данных.
Списочное количество автомобилей КамАЗ-4308 - 15. Дни работы предприятия в году - 305. Среднее расстояние перевозки - 85 км. Коэффициент использования пробега - 0,68. Автомобили работают за городом в условиях второй категории эксплуатации. Перевозится груз 1 класса. Время погрузки и разгрузки на одну ездку выбирается на основании единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. Необходимые сведения содержатся в приложении Б. Коэффициент приведения для расчета производственной базы - 1,48.
Примечание:при решении задачи студент исходит из цен на автомобили КамАЗ-4308, сложившихся на дату выполнения контрольной работы.
Вариант 3
1. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
2. Тарифы на автомобильном транспорте: роль, виды и функции.
3. Методы оценки экономической эффективности инновационных и инвестиционных
проектов.
4. Задача: определить необходимое количество автобусов МБТ 0345G для осуществления перевозок пассажиров в городе с населением 400 тыс. жителей на основе следующих исходных данных: продолжительность работы автобусов на линии в течение суток - 14 часов; средняя эксплуатационная скорость - 21,5 км/ч; коэффициент использования пробега автобусов - 0,95; среднее расстояние поездки одного пассажира - 6,2 км.; вместимость автобуса (общее число мест) - 121; коэффициент наполнения - 0,91; коэффициент использования времени в наряде - 0,93; количество поездок различных групп населения представлено в таблице 1.
Таблица 1
Дополнительные данные для расчёта
Население города по группам | % | Количество дней поездок по городу | Количество поездок в сутки |
Рабочие и служащие | |||
Учащиеся | |||
Прочие категории |
Примечание:при определении потенциального количества пассажиров, следует исходить из того, что услугами пассажирского транспорта общего пользования воспользуется 75% населения города. Дни работы автобусного парка в году – 365.
Вариант 4
1. Состав и роль оборотных средств предприятия. Финансирование и кредитование
оборотных средств предприятия.
2. Методы расчёта тарифов на продукцию (услуги) предприятия.
3. Затраты и результаты, связанные с инновационными и инвестиционными
проектами.
4. Задача: определить, как изменится себестоимость 1 ткм (в абсолютном и относительном выражении) при перевозке грузов автомобилем Man 12.220 при условии увеличения коэффициента использования грузоподъемности с 0,8 до 1,0 и времени в наряде с 7,617ч. до 9,1 часа. Дополнительные данные для расчёта: расчётная скорость - 25 км/час; коэффициент использования пробега - 0,78; расстояние ездки с грузом - 114 км. Переменные расходы на 1 км пробега - 9,5 руб., постоянные расходы на 1авт.ч. - 120 руб. Время погрузки и разгрузки на одну ездку выбирается на основании единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. Необходимые сведения содержатся в приложении Б.
Вариант 5
1. Распределение и использование прибыли предприятия.
2. Виды классификации расходов предприятия и их значение.
3. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия.
4. Задача: определить остаточную стоимость подвижного состава на основании исходных данных, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные для определения остаточной стоимости подвижного состава
Наименование подвижного состава | Количество единиц подвижного состава | Количество лет эксплуатации |
МАЗ 53366 | ||
Yolvo FL 280 | ||
Man 33.350 |
Примечание: 1. Срок полезного использования подвижного состава определяется студентом исходя из сведений, содержащихся в Приложении Г. 2. Полная первоначальная стоимость подвижного состава принимается студентом исходя из уровня цен, сложившихся на дату выполнения контрольной работы.
Вариант 6
1. Доходы предприятия: виды, методы расчёта, порядок признания для целей
налогообложения и оценка.
2. Методы учёта основных средств.
3. Персонал предприятия: состав и роль. Определение потребности в персонале.
4. Задача: определить норматив оборотных средств аналитическим методом по исходным данным, приведенным в таблице 3
Таблица 3
Исходные данные для определения норматива оборотных средств
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя по периодам | |
Отчётный год | Планируемый год | ||
Расходы на оказание услуг | тыс. руб. | ||
Норматив оборотных средств - всего, в том числе: - зависящий от объёма оказываемых услуг - не зависящий от объёма оказываемых услуг | тыс. руб. | 230,6 185,1 45,5 | |
Ускорение оборачиваемости оборотных средств | % | - | 3,1 |
Прирост фактических остатков оборотных средств, не зависящих от объёма оказываемых услуг | % | 2,9 | - |
Прирост затрат на оказание услуг в отчётном году | % | 4,3 | - |
Вариант 7
1. Роль, виды и содержание аналитической деятельности на предприятии.
2. Факторы, влияющие на величину доходов предприятий автомобильного транспорта.
3. Показатели использования основных фондов предприятия.
4. Задача:предприятие автомобильного транспорта рассматривает возможность инвестиций в производственное оборудование для выпуска нового продукта. Ожидается, что величина инвестиций составит 450 тыс. усл. д. ед. Срок эксплуатации оборудования – 5лет. Предполагается, что по истечении 5-ти лет ликвидационная стоимость оборудования составит 50тыс. усл. д. ед. Ставка дисконта – 14% годовых. Остальные исходные данные представлены в таблице 4. Требуется определить целесообразность инвестирования. Для целей оценки рекомендуется использовать метод чистого дисконтированного дохода.
Таблица 4
Дополнительные данные для расчёта
Наименование показателя | Значение показателя по годам: | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |
Объём реализации, ед. | |||||
Цена реализации единицы продукции, усл. д. ед. | |||||
Средние переменные издержки на единицу продукции, усл. д. ед. | |||||
Дополнительные постоянные затраты при реализации проекта, усл. д. ед. |
Вариант 8
1. Сущность и классификация финансовых ресурсов предприятия.
2. Виды внутрифирменного планирования и их характеристика.
3. Принципы финансирования и кредитования капитальных вложений.
4. Задача: определить расходы на 1км пробега по статье “Топливо для автомобилей” на основе следующих исходных данных: списочное количество автомобилей Mаn 12.220 – 16; среднесуточный пробег- 206 км; дни работы в году - 260; коэффициент выпуска автомобилей на линию - 0,65; годовой объем перевезенного груза - 327 тыс. т; среднее расстояние перевозки - 95 км. Норма расхода топлива на 100 км пробега принимается по данным завода изготовителя; цена топлива берётся исходя из уровня цен, сложившихся на дату выполнения контрольной работы.
Вариант 9
1. Взаимодействие предприятия (организации) с субъектами рынка
автотранспортных услуг.
2. Роль и содержания планирования на предприятии.
3. Виды и источники финансирования инвестиций.
4. Задача: определить величину прибыли автобусного автотранспортного предприятия до и после налогообложения и уровни рентабельности активов. Пассажирооборот, выполненный маршрутными автобусами, составил 189318 тыс. пасс.-км; автомобиле-часы работы автобусов, работающих повременно - 459,8 тыс.ч.; доходная ставка одного пасс.-км - 0,454 д.ед., одного авто-часа - 160,2 д.ед.; себестоимость одного пасс.- км - 0,378д.ед., одного авто-часа - 148,95д.ед.. Штрафы за безбилетный проезд пассажиров - 18,5 тыс.д.ед.; среднегодовая стоимость активов автотранспортного предприятия - 633214, 5 тыс.д.ед.
Вариант 10
1.Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий
(организаций) в РФ.
2. Состав и роль экономических ресурсов предприятия.
3. Внешнее и внутреннее финансирование бизнеса. Роль кредитных систем в
обеспечении финансирования предприятия.
1. Задача: определить расходы на смазочные, обтирочные и прочие
эксплуатационные материалы автобусного автотранспортного предприятия (организации) на квартал (90 дней): масла для двигателей, трансмиссионного масла, консистентной смазки, керосина, обтирочных и прочих эксплуатационных материалов. Марка автобусов –
НефАЗ- 52996. Исходные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Исходные данные для расчёта
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя |
Списочное количество автобусов | ед. | |
Срок эксплуатации одного автобуса | лет | |
Коэффициент выпуска автобусов на линию | - | 0,86 |
Средняя продолжительность работы автобуса на линии | ч. | 12,6 |
Средняя эксплуатационная скорость | км/ч. | |
Среднегодовая надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время | % | 4,2 |
Транспортно-заготовительные расходы | % |
Примечание:сведения о нормах расхода эксплуатационных материалов содержатся в приложении В. При расчете расходов на прочие материалы исходить из 650 руб. на один списочный автобус.
Вариант 11
1. Нематериальные активы предприятия: роль, состав, оценка и методы учёта.
2. Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия. Виды
рентабельности.
3. Роль и составляющие внутренней и внешней среды предприятия.
4.Задача: составить смету расходов таксомоторного автотранспортного
предприятия (организации) эксплуатирующего 110 автомобилей - такси ГАЗ - 24-10 на год.
Исходные данные: коэффициент выпуска автомобилей на линию - 0,87; среднесуточный пробег - 240 километров; время в наряде - 13,62; среднегодовая надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время - 4,2%; расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности составляет 0,5% от расхода топлива на эксплуатацию автомобилей; расход смазочных материалов составляет 10% от расхода топлива; заработная плата водителей за один час - 130 руб.; накладные расходы - 40000 руб. в год на один списочный автомобиль; категория условий эксплуатации - первая.
Вариант12
1. Износ и амортизация основных фондов.
2. Определение финансовых результатов деятельности предприятия и их оценка.
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования
предприятия (коммерческой фирмы).
4. Ситуация для анализа: предприятие автомобильного транспорта,
осуществляющее перевозку грузов в пригородном и междугороднем сообщении,
рассматривает возможность расширения номенклатуры оказываемых услуг. В качестве
возможных вариантов рассматриваются: упаковка, маркировка и пакетирование грузов,
организация временного хранения грузов, предоставления в аренду складских помещений
и автомобилей, выполнение ремонтных работ.
Вопросы для анализа:
1. насколько целесообразно расширение номенклатуры оказываемых услуг? В чём может состоять дополнительная выгода предприятия?
2. Какие услуги из приведённого перечня можно отнести к нетранспортным? Почему? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие из названных выше услуг следует включить в номенклатуру услуг в первую очередь? Почему? Обоснуйте свой ответ.
4. В чём будет состоять специфика расчёта экономических показателей (себестоимости, тарифов, дохода, прибыли) по новым видам услуг?
Вариант 13
1. Формирование прибыли предприятия.
2. Расчёт затрат на производство и реализацию продукцию (оказание услуг).
3. Значение и содержание финансового планирования.
4. Задача: определить возможный годовой прирост выручки таксомоторной
организации, имеющей 115 автомобилей-такси. Исходные данные: дни работы в году – 365;
коэффициент выпуска автомобилей-такси на линию в базовом периоде – 0,85, в планируемом –
0,89. Среднесуточный пробег автомобилей-такси, соответственно: 225 и 260 км. Коэффициент
платного пробега планируется увеличить с 0,83 до 0,87.
Вариант 14
1. Методы и порядок расчёта сумм амортизации по основным фондам и
нематериальным активам предприятия.
2. Формирование и использование денежных накоплений предприятия.
3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятий автомобильного транспорта.
4. Задача: определить изменение себестоимость 1 ткм (расходы на 1 ткм) в результате сокращения времени погрузки - разгрузки на одну ездку с 0,465 ч. до 0,165 ч. автомобилями-самосвалами КАМАЗ-65115. Списочное количество автомобилей – 18. Остальные данные, необходимые для расчёта, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Дополнительные исходные данные для расчёта
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя |
Годовой объём перевозок | тыс. т | 465,7 |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | - | 0,78 |
Время в наряде | ч. | 9,1 |
Расчётная скорость | км/ч. | |
Класс перевозимого груза | - | |
Коэффициент использования пробега | - | 0,49 |
Среднее расстояние перевозки | км | |
Переменные расходы на один километр пробега | руб. | 9,4 |
Постоянные расходы на один списочный автомобиль | руб./год | |
Часовая тарифная ставка водителя | руб. | |
Премии, надбавки, доплаты | % к тарифной оплате | |
Дополнительный фонд оплаты труда | % к основному фонду оплаты труда | 10,65 |
Примечание: размер страховых взносов определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Приложении Д.
Вариант 15
1. Действующие системы налогообложения в Российской Федерации и условия их
использования предприятиями (организациями).
2. Составление сметы расходов предприятия.
3. Сущность и роль экономической эффективности деятельности предприятия.
4. Задача. Определить расходы по статье «Расходы на ТО и ремонт» для автомобилей МАЗ-5516 за год на основании исходных данных, содержащихся в таблице 7
Таблица 7
Исходные данные для расчёта
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя |
Списочное количество автомобилей | ед. | |
Среднесуточный пробег | км | |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | - | 0,78 |
Коэффициент использования пробега | - | 0,49 |
Общая трудоёмкость работ по ТО и ремонту | чел.- ч. | |
Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего | руб. | |
Премии, доплаты | % от оплаты по тарифу | |
Дополнительный фонд оплаты труда | % от основного фонда оплаты труда | 10,6 |
Нормативы расходов: - на запасные части; - на ремонтные материалы | руб./1000 км пробега | 748,7 289,5 |
Категория условий эксплуатации | - | |
Повышающий коэффициент к нормативам расхода на запасные части и ремонтные материалы для третьей категории эксплуатации | - | 1,25 |
Примечание: размер страховых взносов определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Приложении Д.
Вариант 16
1. Подходы и показатели экономической эффективности работы предприятия.
2. Методы финансового анализа производственных программ предприятий по
техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и
технологических машин и оборудования отрасли.
3. Принципы финансирования и кредитования капитальных вложений.
4. Задача: автомобиль - самосвал КАМАЗ - 65115 в течение рабочей смены осуществил перевозку 75 тонн груза второго класса на расстояние 12 километров. Пункты погрузки и разгрузки находятся за чертой населенного пункта, где расположена автотранспортная организация. При этом расстояние от автотранспортной организации до пункта погрузки - 9 км, а от пункта разгрузки до автотранспортной организации - 14 км. Определить тарифную плату за перевозку на основании уровня тарифов на перевозки грузов самосвалами в Новгородской области, сложившимися на дату выполнения контрольной работы.
Вариант 17
1. Методы учёта и анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
2. Виды классификации расходов предприятия и их значение.
3. Показатели использования основных фондов предприятия.
4. Задача: определить количество водителей и ремонтных рабочих. Исходные данные приведены в таблице 8.
Таблица 8
Исходные данные для расчёта
Наименование показателей | Ед. изм. | Значение показателя по маркам автомобилей: | |
МАЗ 53366 | МАЗ 5516 | ||
Списочное количество автомобилей | ед. | ||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | - | 0,78 | 0,77 |
Время в наряде | ч. | 9,1 | 9,2 |
Подготовительно-заключительное время (на один автомобиле-день работы водителя) | ч. | 0,383 | |
Общая трудоёмкость ТО и ремонта | чел. – ч. | ||
Планируемый рост производительности труда ремонтных рабочих | % |
Примечание: количество выходных и праздничных дней определяется студентом самостоятельно исходя из норм действующего законодательства.
Вариант 18
1. Роль кредитных систем в обеспечении финансирования предприятия.
2. Значение и содержание финансового планирования.
3. Методы расчёта амортизации основных средств предприятия.
4. Задача: определить полную первоначальную стоимость основных производственных фондов, их среднегодовую стоимость и остаточную стоимость на конец года. Исходные данные: полная первоначальная стоимость основных производственных фондов на начало года - 500 млн. руб. Пополнение основных производственных фондов в течение года: 7 мая - 750 тыс. руб.; 16 сентября - 660 тыс. руб.; 11 ноября - 480 тыс. руб. Выбытие основных производственных фондов в течение года: 12 апреля - 360 тыс. руб.; 15 июня - 410 тыс. руб.; 21 октября - 240 тыс. руб.
Примечание: для расчета норм амортизации используются сведения, содержащиеся в Приложении Г.
Вариант 19
1. Виды и источники финансирования инвестиций.
2. Общая характеристика налогов и страховых взносов, уплачиваемых предприятиями в
Российской Федерации.
3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятий автомобильного транспорта.
4. Задача: определить увеличение оборотных средств из-за замедления их оборачиваемости. Данные для расчёта приведены в таблице 9.
Таблица 9
Исходные данные для расчёта
Наименование показателя | Значение показателя по кварталам: | |
1-й квартал | 2-й квартал | |
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. | ||
Выручка от оказания услуг, тыс. руб. |
Примечание:при изложении итогов расчёта следует указать какая величина прироста оборотных средств вызвана ростом выручки и какая величина прироста оборотных средств обусловлена ухудшением их использования (замедлением оборачиваемости).
Вариант 20
1. Виды оценки основных фондов предприятия и их использование в экономических расчётах.
2. Факторы, влияющие на величину доходов предприятий автомобильного транспорта.
3. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
4. Задача:автотранспортное предприятие (организация) получило в банке кредит на срок три года в размере 20млн. руб. под 10% годовых. Ежемесячные выплаты по кредиту аннуитетные (равномерные). Составить график погашения кредита с указанием ежемесячных сумм на погашение кредита и оплату процентов по кредиту.
Примечание:полученные в результате расчёта данные следует представить в табличной форме, указав по каждому месяцу (1-36): задолженность по кредиту, сумму погашения основной суммы, оплату процентов по кредиту и суммарные выплаты.
Вариант 21.
1. Роль, виды и содержание аналитической деятельности на предприятии.
2. Составление сметы расходов предприятия.
3. Сущность и классификация финансовых ресурсов предприятия.
4. Ситуация для анализа: вы работаете начальником коммерческой службы автотранспортного предприятия (организации). Основной клиент вашего предприятия – строительная организация, расположенная в 50 км от своего поставщика – завода по производству железобетонных блоков. Необходимо установить тариф на перевозку этой продукции автомобилями вашего автотранспортного предприятия (организации).
Вопросы для анализа:
А) на какую единицу услуг целесообразно установить тариф: за тонну, тонно-
километр, километр, час, ездку, другое (указать)? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Б) Что будете включать в тариф? Аргументируйте ответ.
В) Как будете определять тарифную плату?
Г) Какие технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава вам
понадобятся? Где и как вы получите эту информацию?
Вариант 22.
1. Определение финансовых результатов деятельности предприятия и их оценка.
2. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
3. Состав, роль и оценка нематериальных активов предприятия.
4. Задача: определить норматив оборотных средств по автомобильному топливу для автотранспортного предприятия, имеющего 135 автобусов марки «ЛиАЗ 525626». Среднесуточный пробег автобуса – 260 км. Расчетный период – календарный год. Норма расхода топлива в расчете на 100 км – 30 л. Для городского режима указанная норма увеличивается на 10%. Емкость топливного бака – 238 л. Автотранспортное предприятие имеет для топлива емкости, соответствующие пятидневному запасу. Периодичность поставок – три дня. Коэффициент выпуска автобусов на линию – 0,86. Цена топлива принимается студентом исходя из уровня цен, сложившегося на дату выполнения контрольной работы.