Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 1. Состояние экономики и предмет изучения.
Объясните, какое из следующих утверждений относится к макро- или микроэкономике:
а) Уровень безработицы в России в 1999 г. составил 6% - макроэкономика.
б) Фабрика «Ударница» уволила в прошлом месяце 15 рабочих – микроэкономика.
в) Внезапная засуха в Европейской части России сократила урожай зерновых и вызвала повышение цен на пшеницу – микроэкономика.
г) Наш ВВП с поправкой на инфляцию возрос в 1998 г. на 1,5% - макроэкономика.
д) На прошлой неделе «Инкомбанк» снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям на половину процента – микроэкономика.
е) Индекс цен на потребительские товары возрос в 1998 г. более чем на 100% - макроэкономика.
Тема 2: Экономические ресурсы. График
Производственных возможностей.
Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?
а) Что мы подразумеваем под понятием «экономические ресурсы»? В общем, мы имеем в виду все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее, но не менее важное - землю и всевозможные полезные ископаемые. Совершенно очевидно, что возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов, и они подразделяются на следующие категории: 1) материальные ресурсы — земля, или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.
б) Выделяют четыре взаимосвязанные функции предпринимателя:
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов - земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.
3. Предприниматель — это новатор, тот, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
4. Предприниматель - это человек, идущий на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Задача. Дана шкала спроса и предложения на рынке огурцов.
Цена за 1 кг, руб. | Величина спроса, тыс. кг в год | Величина предложения, тыс. кг в год |
1. Начертите кривые спроса и предложения для огурцов и найдите равновесную цену и равновесное предложение.
Равновесная цена – 17 рублей, равновесное предложение – 6,5 тыс. т.
2. Предположим. Потребители стали покупать на 5 тыс. кг в год меньше при каждом данном уровне цен. Определите новые равновесную цену Р и равновесное количество. Какие факторы могли привести к такому снижению кривой спроса? Почему Р=10 (16) не могут быть равновесными на рынке данного товара?
Новая равновесная цена – 12 рублей, новое равновесное предложение – 4 тыс. т.
Цена в 10 рублей не может быть равновесной, т.к. при такой цене спрос превышает предложение на 7 тыс. т. (10-3), а при цене в 16 рублей спрос превышает предложение на 1 тыс. т. (7-6).
S KC5xGHMOJ8aSGtHKRH1AVzaDj1bmIqNhQaq7NMj2VXVg8ZMB4otJOs0hdroG0i+hJP9n+2GYFJ69 elh0+UcEy6UXFqCMBjMHSldnnTUtXYGJhn39Jt4AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALvlSJQF AQAAHgIAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEArTA/8cEAAAAyAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAA2AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAA ACEAiSY4TM4DAAB8DAAAHwAAAAAAAAAAAAAAAAAgAgAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL2RyYXdp bmcxLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCrTG7G/gYAAKkcAAAaAAAAAAAAAAAAAAAAACsGAABjbGlw Ym9hcmQvdGhlbWUvdGhlbWUxLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCcZkZBuwAAACQBAAAqAAAAAAAA AAAAAAAAAGENAABjbGlwYm9hcmQvZHJhd2luZ3MvX3JlbHMvZHJhd2luZzEueG1sLnJlbHNQSwUG AAAAAAUABQBnAQAAZA4AAAAA " o:insetmode="auto"> s VTsOXFaBo+/DE1x3OUCrKVpN0eAJ7rCgWTIXTx0neUgp8N1QMkw9pdRTTCOlNFJKM6VAc5Zc8aSU FlQqdSsDt4Tqx0HpBQx0cMmFTVpUrdvF1T8BAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCcZkZBuwAAACQB AAAqAAAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL19yZWxzL2RyYXdpbmcxLnhtbC5yZWxzhI/NCsIwEITv gu8Q9m7SehCRJr2I0KvUBwjJNi02PyRR7Nsb6EVB8LIws+w3s037sjN5YkyTdxxqWgFBp7yenOFw 6y+7I5CUpdNy9g45LJigFdtNc8VZ5nKUxikkUigucRhzDifGkhrRykR9QFc2g49W5iKjYUGquzTI 9lV1YPGTAeKLSTrNIXa6BtIvoST/Z/thmBSevXpYdPlHBMulFxagjAYzB0pXZ501LV2BiYZ9/Sbe AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC75UiUBQEAAB4CAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAK0wP/HBAAAAMgEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA NgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAEENpp7OBAAA/xIAAB8AAAAAAAAAAAAAAAAA IAIAAGNsaXBib2FyZC9kcmF3aW5ncy9kcmF3aW5nMS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAq0xuxv4G AACpHAAAGgAAAAAAAAAAAAAAAAArBwAAY2xpcGJvYXJkL3RoZW1lL3RoZW1lMS54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAnGZGQbsAAAAkAQAAKgAAAAAAAAAAAAAAAABhDgAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdz L19yZWxzL2RyYXdpbmcxLnhtbC5yZWxzUEsFBgAAAAAFAAUAZwEAAGQPAAAAAA== " o:insetmode="auto"> | ||||||||