Сверхнормативного строительства

У организации в составе объектов незавершенного капитального строительства могут числиться как здания, сооружения, по которым ведется новое строительство, так и возводимые по строительному проекту на реконструкцию.

В соответствии с п. 1, 9, 11, 16, 40 Инструкции N 10 бухгалтерский учет незавершенного строительства независимо от способа производства строительных работ осуществляется на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы". После приемки объекта строительства в эксплуатацию и утверждения в установленном порядке акта приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством установленной формы, формируется стоимость соответствующих частей объекта строительства в бухучете.

Согласно абз. 21 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (далее - Закон N 300-З) объект строительства - одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы. В свою очередь, объект, строительство которого разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, работы по строительству которого начаты, но не завершены в установленном порядке, является объектом незавершенного капитального строительства (абз. 7 п. 2 Инструкции N 10).

Следовательно, началу строительства любого объекта предшествуют разработка и согласование проектной документации, в которой определены сроки начала и окончания строительства.

Состав и содержание проектной документации на возведение, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и реставрацию объектов строительства установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 "Строительство. Проектная документация. Состав и содержание", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 N 85. Порядок согласования, утверждения, обязательной государственной экспертизы определен ст. 32 Закона N 300-З, а также Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476.

Продолжительность строительства предприятий, зданий и сооружений определяется на основании положений Технического кодекса установившейся практики "Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения", утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 N 481 (ТКП 45-1.03-122-2008 (02250)).

Если в установленный проектной документацией нормативный срок строительство объекта не завершено, этот объект приобретает статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства.

Примечание. Дополнительно об определении превышения нормативного срока

строительства при отсутствии акта установления даты начала строительства

см. консультацию.

Таким образом, в случае осуществления строительства (возведения) здания, сооружения как по проекту на новое строительство, так и в рамках проекта на реконструкцию и превышения установленных проектной документацией нормативных сроков строительства объект обложения налогом на недвижимость в виде сверхнормативного незавершенного строительства возникает в том квартале, когда эти сроки истекли, и выбывает в том квартале, когда его строительство завершено и он в установленном порядке принят в эксплуатацию. Налог на недвижимость по этому объекту сверхнормативного незавершенного строительства уплачивается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом его возникновения, и прекращается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию (абз. 8 ч. 1, абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 185, п. 7 ст. 189 НК).

Однако не всегда истечение нормативного срока строительства ведет к возникновению объекта налогообложения. Например, если организация приобрела объект с истекшим нормативным сроком строительства, в этом случае она не уплачивает налог на недвижимость по этому объекту как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства. Данный вывод следует из письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.02.2011 N 05-1-09/33-АДМ/2-2-23/10076 "Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства" (далее - Письмо N 05-1-09/33-АДМ/2-2-23/10076). В нем обращается внимание на то, что статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства у такого объекта возникает после истечения срока продолжительности строительства, установленного вновь разработанной проектно-сметной документацией, утвержденной организацией-приобретателем в качестве заказчика строительства.

Иными словами приобретение недостроенного здания (сооружения) с истекшим сроком нормативного строительства не влечет одновременно возникновение у покупателя нового объекта налогообложения в виде объекта сверхнормативного незавершенного строительства.

Примечание. Порядок определения налоговой базы по объектам

сверхнормативного строительства изложен в подразделе 1.4.1.2 путеводителя.

Наши рекомендации