Классическая буржуазная политическая экономия
С завершением первоначального накопления капитала меркантилизм себя изживает. Характерной особенностью меркантилизма было первостепенное внимание, оказываемое сфере обращения, а в новых условиях возросло внимание к сфере производства. Реакцией на это было появление классической буржуазной политической экономии, что стало важным шагом в развитии экономической науки. Классическая политэкономия стремится проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину и сформулировать экономические законы, которые рассматриваются как объективные. Классики использовали метод научной абстракции, количественные методы исследования, статистические. Отличительной чертой методологии классиков является комплексный, системный подход к изучаемым явлениям.
Основоположником классической школы в Англии стал Уильям Петти (1623 – 1687). Он высказал идею, что «труд – отец богатства, земля – его мать». Пети разрабатывал трудовую теорию стоимости, внёс вклад в теорию занятости, налогов, стал основоположником статистики.
Во Франции основоположником классической школы стал Пьер Буагильбер (1646- 1714). У него интересная трактовка затрат труда, определяющих величину стоимости. Это затраты труда в условиях равновесной экономики, когда труд распределён пропорционально по отраслям экономики (что выражается равенством спроса и предложения).
Во Франции сформировалась школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774). Заслуга физиократов в анализе структуры капитала, классовой структуры общества, процесса простого воспроизводства. Ученик Кенэ Жак Тюрго (1727 – 1781) В трактовке теории стоимости Тюрго стоял на позициях теории полезности. Он выделял субъективную и объективную ценность. Субъективная ценность – оценка вещи ее владельцем. Объективная ценность устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения и других причин. Ценность каждой вещи при обмене не имеет других измерителей кроме потребностей, желаний и средств договаривающихся. Основа стоимости товара – полезность вещи, субъективно оцениваемая продавцами и покупателями.
Вершиной классической школы является политэкономия Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе. Смит исходил из того, что люди руководствуются в экономической области индивидуальными корыстными интересами. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, только предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Удовлетворение чужой потребности – залог достижения собственной цели. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется о собственных интересах. Общество – своеобразный меновой союз, где каждый удовлетворяет свой интерес. Все движимы в направлении удовлетворения потребностей всех, что обеспечивает общественный прогресс. Естественное стремление людей улучшить свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если предоставить ему действовать без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию и процветанию. Помешать нормальному согласованию интересов общества и отдельного человека может отсутствие свободы, поэтому Смит выступает против всего, что её ограничивает.
Смит считает, что труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Количество этих продуктов определяется с одной стороны численностью населения (занятых в труде), а с другой стороны – их производительностью труда. Решающая роль принадлежит производительности труда, зависящей в первую очередь от разделения труда (в условиях мануфактурного производства это справедливо).
Огромная заслуга Смита – разработка трудовой теории стоимости. Величину стоимости Смит определяет количеством труда, которое можно получить в обмен за оцениваемую вещь. В примитивных условиях покупаемый труд равен затраченному труду. Но с накоплением капиталов, превращением земли в частную собственность ситуация меняется, покупаемый труд становится больше затраченного. Оцениваемый результат зависит уже не только от затраченного труда, но и от применённого капитала. Приходится также оплачивать участие сил природы владельцу земельного ресурса. Поэтому теперь цена определяется тремя составными частями: заработной платой, прибылью и рентой. Смит специально обращает внимание на то, что “действительная стоимость всех различных составных частей цены определяется количеством труда, которое может купить или получить в своё распоряжение каждая из них. Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на прибыль и ренту”[2]. Поэтому определение стоимости доходами не означает ухода с позиций трудовой теории стоимости. Просто на первом этапе развития общества покупаемый труд равен затраченному труду, а на втором этапе (цивилизованное общество) – доходам.
Таким образом, мы находим у Смита единую теорию стоимости, определяющую её количеством покупаемого труда. Причём, теория дана в развитии, конкретизирована для разных исторических эпох.
Смит создаёт теорию зарплаты, прибыли, ренты. Подробно рассматривает участие капитала в процессе создания богатства и стоимости.
Последователь Смита – Давид Риккардо (1772-1823) – определял стоимость затраченным трудом. Он пришёл к выводу о том, что величина стоимости регулируется не тем трудом, который фактически пошёл на производство товара, а тем трудом, который необходим для его изготовления при определённых, а именно худших условиях производства, “понимая под последними самые неблагоприятные из тех, при которых необходимо вести производство, чтобы было произведено требуемое количество продуктов”[3].
Жан Батист Сэй (1764-1832) поставил своей задачей популяризацию учения Смита. В экономическую науку он вошёл прежде всего благодаря разработанной им теории трех факторов производства, в которой обосновывается, что труд, капитал и земля – равноправные соучастники процесса образования стоимости; они влияют на создание полезности, которые являются основой стоимости. Кроме издержек и полезности на стоимость влияют спрос и предложение.
Теория распределения: каждый фактор оказывает услугу и за это получает вознаграждение (труд – зарплату, земля – ренту, капитал – прибыль).
Существенный вклад Сэй внёс в теорию реализации и кризисов. Утверждение о невозможности при капитализме общих кризисов перепроизводства получило название "закона рынков Сэя", или просто – "закона Сэя".
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) известен в первую очередь своим произведением «Опыт о законе народонаселения» (1798), где ставится проблема ограниченности ресурсов. Мальтус закладывает подход, ставший традиционным для всей классической школы, в отношении систематической благотворительности, законов о бедных. Он считает, что гарантированное вспомоществование ослабляет побуждение к труду.
В теорию реализации Мальтус внёс положение о важности спроса, о необходимости его стимулировать.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) одним из первых обратил внимание на социальные проблемы. Милль предлагал решать их посредством реформ, закладывая тем самым основу для буржуазного реформизма, основоположником которого он считается. Милль видел в капитализме перспективы совершенствования и мирного врастания в новое качество.
Основное произведение Милля "Принципы политической экономии" (1848). Здесь он определяет стоимость как соотношение, характерное для обмена данного товара на другой, это соотношение устанавливается на рынке. Меновая стоимость или цена устанавливается в точке, где уравновешиваются спрос и предложение. Главным для Милля был вопрос, как определяются цены, соответствующие условиям равновесия экономической системы. Милль анализировал влияние цен на спрос, рассмотрел эластичность спроса.