Коммерческая концессия (франчайзинг)
Договор коммерческой концессии (франчайзинг) состоит в том, что один предприниматель (правообладатель) предоставляет за вознаграждение другому предпринимателю (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности свои фирменные средства: фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, передает охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), а также обязуется давать консультации и содействовать в организации бизнеса.
Смысл коммерческой концессии – создание благоприятных условий для увеличения прибыли предприятия-пользователя за счет использования им деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Договор коммерческой концессии, как правило, предусматривает срок действия права использования, а также объем, территорию и основные направления использования (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг). Участниками договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации (юридические лица), а также индивидуальные предприниматели без юридического лица. Договор коммерческой концессии может быть следующих основных видов:
производственный – для развития производства товаров и продвижения их на новые рынки;
сбытовой – для создания находящейся под контролем производителя единой разветвленной сбытовой сети;
торговый – для открытия юридически самостоятельных фирменных магазинов;
в сфере обслуживания – для открытия сети юридически самостоятельных фирменных гостиниц, ресторанов, мастерских.
Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме и регистрируется органом, производившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться в форме разовых или периодических платежей, наценки на оптовую цену товара, отчислений от выручки и других.
Обязанности по договору коммерческой концессии распределяются между сторонами следующим образом:
Правообладатель:
– передает пользователю коммерческую и техническую документацию, снабжает необходимой информацией и консультирует по вопросам, предусмотренным договором концессии;
– выдает пользователю соответствующие лицензии;
– оказывает пользователю постоянное необходимое содействие, включая помощь в обучении персонала;
– не имеет права предоставлять другим лицам аналогичных концессий;
– контролирует качество производимых пользователем товаров и услуг;
пользователь:
– использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания правообладателя и информирует об этом покупателей;
– соблюдает инструкции и указания правообладателя по вопросам, предусмотренным договором концессии;
– обеспечивает договорные качества производимых товаров и услуг;
– согласовывает с правообладателем внешнее и внутреннее оформление торговых помещений и их расположение;
– обязуется не конкурировать с правообладателем и не получать прав, аналогичных договору концессии от конкурентов правообладателя;
– обязуется не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от правообладателя.
Пользователь вправе самостоятельно устанавливать цену продажи товаров и услуг; он не имеет права каким-либо образом ограничивать круг покупателей.
Коммерческая концессия открывает перед правообладателем и пользователем ряд весьма перспективных возможностей.
Предприятие-правообладатель получает средства для расширения коммерческой деятельности, отпадает необходимость открывать многочисленные отделения по всему миру, регистрировать их, приобретать помещения и оборудование, нанимать персонал. В тоже время правообладатель получает необходимый контроль над предприятиями-пользователями, которые входят в его систему фирменных хозяйственных объектов. Рынок в короткое время получает качественные товары и услуги.
Предприятие-пользователь, оставаясь юридически самостоятельным, получает готовый имидж популярной фирмы, ее покупателей и клиентов, мощное оружие в конкурентной борьбе. Все это способствует ускорению оборота, окупаемости инвестиции, снижению предпринимательского риска – всему тому, что столь ценно для предприятия, особенно в начальный период его существования. Этим объясняется особая популярность франчайзинга в малом бизнесе.
Коммерческая концессия имеет и негативные последствие. Главное из них – массовое появление на рынке товаров, произведенных пользователями концессии, которые, как правило, по качеству существенно хуже их популярных прототипов, но которых по фирменной марке от этих прототипов отличить невозможно. Это подрывает доверие к предприятию-праводателю, разрушает его рынок, дает дополнительные преимущества конкурентам.
Комиссия
Комиссия является одной из важных форм коммерческой деятельности.
Суть комиссии в том, что торговое или иное предприятие (комиссионер) берет на себя договорное обязательство по поручению продавца или покупателя (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок с третьими лицами от своего имени, но за счет комитента. При этом приобретенные по договору комиссии права и обязанности комиссионер сохраняет даже в том случае, когда комитент вступает с третьим лицом в непосредственные отношения. Договор комиссий, как правило, заключается на определенный срок и содержит обязательство комитента не предоставлять никому права совершать сделки, порученные комиссионеру.
Комиссионер за свои услуги по комиссии получает от комитента обусловленное вознаграждение (комиссионные); кроме того, он может получить дополнительную плату (делькреде), беря на себя гарантии за правильное и своевременное исполнение сделки третьим лицом (например, в случае предоставления ему товара в долг). Если размер платы и ее условия договором комиссии не предусмотрены, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Если договор комиссии не исполнен по вине комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Комиссионер обязан исполнить договор комиссии в соответствии с указаниями комитента и на наиболее выгодных для него условиях. И если комиссионеру удастся добиться более выгодных условий, чем в договоре, он получает право на половину дополнительной выгоды.
При неисполнении третьим участником сделки ее условий, комиссионер не отвечает за это перед комитентом (за исключением случаев, когда комиссионер поручился за этого участника либо не проявил должной осмотрительности при его выборе). При неисполнении условий третьим участником комиссионер должен немедленно известить об этом комитента.
Комиссионер может отступить от условий договора в двух случаях:
– если он является предпринимателем и комитент дал ему право отступать от его указаний;
– если по ходу дела это необходимо в интересах комитента.
В обоих случаях комиссионер обязан в разумный срок известить об этом отступлении комитента.
Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить комитенту разницу либо доказать, что у него не было возможности продать имущество по более высокой цене и продажа по низкой цене предупредила еще большие убытки.
Комиссионер, купивший имущество по цене выше согласованной, извещает об этом комитента, который вправе в разумный срок заявить комиссионеру об отказе от сделки.
Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента. Однако комиссионер вправе удерживать эти вещи в обеспечение своих законных требований по договору комиссии. Он также вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из денег, поступивших к нему за счет комитента. Комиссионер отвечает перед комитентом за повреждение, утрату или недостачу находящегося у него имущества комитента.
После того как договор комиссии исполнен:
– комиссионер представляет комитенту отчет и передает ему все полученное по комиссии имущество;
– комитент принимает от комиссионера имущество, осматривает его и сообщает без промедления комиссионеру об обнаруженных недостатках;
– обо всех возражениях по отчету комитент извещает комиссионера в течение тридцати дней после его получения; в ином случае отчет считается принятым.
Факторинг
Факторинг – одна из разновидностей комиссии. Суть факторинга в том, что банк или специализированная финансовая организация (факторинг-фирма или фактор) приобретают у предприятий-продавцов долги предприятий-покупателей (прежде всего это обязательства покупателей по оплате поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг) и оплачивает их продавцу по мере их фактической поставки или выполнения. В дальнейшем фактор взимает эти долги непосредственно с предприятий-должников.
За свои услуги фактор получает от продавца (клиента) комиссионное вознаграждение, включающее процентную ставку по использованным кредитным ресурсам. Кроме того, фактор зарабатывает также на том, что приобретаемые им долговые обязательства дороже цены покупки этих долов.
На исполнение факторинга заключается договор сроком на несколько лет. В договоре факторинга содержится обязательство клиента уступить фактору определенные долги. Фактор берет на себя проверку платежеспособности будущих должников, после которой обязуется предоставить им кредит в размерах определенного лимита. В пределах этого лимита фактор принимает на себя риск неплатежа. Передача кредитного обязательства доводится до должника, после чего он решает свои финансовые проблемы уже не с продавцом, а с факторинг-фирмой. В случае нарушения клиентом обязательств по поставкам (например, при приемке покупателем товара обнаруживается его несоответствие договорному качеству) все риски по взиманию долгов возвращаются к клиенту.
Несомненными достоинствами факторинга для его клиентов являются ускорение оборачиваемости средств (не приходится долго ждать возвращения долгов), сокращение расходов, связанных с взысканием долгов, информационная и организационно-финансовая помощь, уменьшение финансовых рисков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое структура управления организацией?
2. Что такое линейное, функциональное и целевое управление?
3. Охарактеризуйте три типа протекания управленческого процесса.
4. Назовите требования к формированию организационных структур управления.
5. Какова должна быть последовательность формирования организационных структур управления?
6. Опишите типовые схемы организационных структур управления (линейно-функциональной, штабной, целевой, матричной, смешанной).
7. Что такое делегирование полномочий?
8. Что такое региональная структура управления?
9. Что такое продуктовая структура управления?
10. Что такое потребительская структура управления?
11. Что такое дивизиональная (отделенческая) структура управления?
12. Что такое адаптивная (органическая) структура управления?
13. Назовите объекты управления в организации.
14. Назовите органы управления организацией и их компетенцию.
15. В чем заключаются особенности управления организациями различных форм?
16. Каковы компетенции общего собрания, совета директоров и его председателя?
17. Какова структура, объекты и органы управления производственно-экономической системы?
18. Назовите факторы внешней среды организации.
19. Что такое инфраструктура менеджмента?
20. Назовите основные банковские операции.
21. Назовите основные правила работы бирж.
22. Назовите основные правила работы аукционов, ярмарок, оптовых рынков.
23. Опишите договорную среду менеджмента (аренду, лизинг, концессию, комиссию, факторинг).