Особенности банкротства отдельных категорий должников

Банкротство отдельных категорий должников — это банк­ротство градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Банкротство стратегических предприятий и организа­ций. Стратегическими предприятиями и организациями явля­ются:

• федеральные государственные унитарные предприятия и от­крытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют произ­водство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопас­ности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

• организации оборонно-промышленного комплекса — про­изводственные, научно-производственные, научно-исследо­вательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспе­чению выполнения государственного оборонного заказа. Перечень стратегических предприятий и организаций ут­верждается Правительством РФ и подлежит обязательному

опубликованию.

Основные особенности банкротства стратегических пред­приятий и организаций:

1) стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денеж­ным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и,(или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты. когда они должны были быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона). В общем случае для юридических лиц этот срок — 3 месяца

(п. 2 ст. 3 Закона);

2) размер требований к стратегическим предприятиям или организациям, при которых может быть возбуждено дело о бан­кротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 руб. (п. 4 ст. 190 Закона). В общем случае для юридических лиц эта сумма равна 100 000 руб. (п. 2 ст. 6 Закона);

3) Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего (ст. 193 Закона),

4) расширен перечень мер по предупреждению банкрот­ства стратегических предприятий и организаций (ст. 191 За­кона);

5) регламентированы особенности финансового оздоров­ления стратегических предприятий и организаций (ст. 194 Закона);

6) регламентированы особенности внешнего управления стратегических предприятий и организаций (ст. 195 Закона);

7) регламентированы особенности конкурсного производ­ства стратегических предприятий и организаций (ст. 196 За­кона).

Банкротство субъектов естественных монополий. Со­гласно п. 1 ст. 197 Закона № 127-ФЗ под субъектом естествен­ной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в ус­ловиях естественной монополии.

Основные особенности банкротства субъектов естествен­ных монополий:

1) субъект естественной монополии считается неспособ­ным удовлетворить требования кредиторов по денежным обя­зательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обяза­тельных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197 Закона);

2) размер требований к субъектам естественных монопо­лий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве, в совокупности составляет не менее чем 500 000 руб. (п. 3 ст. 197 Закона);

3) регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200 Закона);

4) регламентированы особенности продажи имущества дол­жника — субъекта естественной монополии (ст. 201 Закона).

Упразднена процедура добровольного объявления о банк­ротстве должника.

Градообразующими организациями признаются юриди­ческие лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответству­ющего населенного пункта.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, при­знается соответствующий орган местного самоуправления.

Особенности банкротства сельскохозяйственных орга­низаций применяются также к рыболовецким артелям (кол­хозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной про­дукции и выловленных (добытых) водных биологических ресур­сов составляет не менее чем 70 % общей суммы выручки.

При продаже объектов недвижимости, которые использу­ются в целях сельскохозяйственного производства и принад­лежат сельскохозяйственной организации, признанной банк­ротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяй­ственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяй­ствам, расположенным в данной местности.

При признании сельскохозяйственной организации банкро­том земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу: Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Феде­ральный закон о банкротстве применяется с особенностями, установленными Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Наши рекомендации