Особенности банкротства отдельных категорий должников
Банкротство отдельных категорий должников — это банкротство градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.
Банкротство стратегических предприятий и организаций. Стратегическими предприятиями и организациями являются:
• федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
• организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному
опубликованию.
Основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций:
1) стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и,(или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты. когда они должны были быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона). В общем случае для юридических лиц этот срок — 3 месяца
(п. 2 ст. 3 Закона);
2) размер требований к стратегическим предприятиям или организациям, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 руб. (п. 4 ст. 190 Закона). В общем случае для юридических лиц эта сумма равна 100 000 руб. (п. 2 ст. 6 Закона);
3) Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего (ст. 193 Закона),
4) расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст. 191 Закона);
5) регламентированы особенности финансового оздоровления стратегических предприятий и организаций (ст. 194 Закона);
6) регламентированы особенности внешнего управления стратегических предприятий и организаций (ст. 195 Закона);
7) регламентированы особенности конкурсного производства стратегических предприятий и организаций (ст. 196 Закона).
Банкротство субъектов естественных монополий. Согласно п. 1 ст. 197 Закона № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:
1) субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197 Закона);
2) размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве, в совокупности составляет не менее чем 500 000 руб. (п. 3 ст. 197 Закона);
3) регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200 Закона);
4) регламентированы особенности продажи имущества должника — субъекта естественной монополии (ст. 201 Закона).
Упразднена процедура добровольного объявления о банкротстве должника.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70 % общей суммы выручки.
При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу: Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Федеральный закон о банкротстве применяется с особенностями, установленными Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.