Сущность и функции предпринимательства
Предприниматель — ключевая фигура в свободном, рыночном хозяйстве. Труд, капитал, научные знания и прочие факторы производства не действуют до тех пор, пока их не коснется ^ант предпринимателя. При условии конкурентного рынка Предприниматель, работая для своей выгоды, одновременно приносит максимальную пользу и всему обществу.
Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника процветания.
В докапиталистическую эпоху место предпринимателя обществе и отношение к нему сограждан было неоднозначным В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему" (Верхан Петер X. Предприниматель. Минск, 1992. С. 9).
Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих священных книг надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Что касается России, то немалая часть нынешнего поколения российских "деловых людей" сформировалась по так называемому остаточному принципу. Это люди, не способные к реализации своей интеллектуальной собственности, к конструктивной. созидательной деятельности и вследствие этого выброшенные обществом на периферию духовно-культурной жизни. Их объединяют нравственный нигилизм, полная неспособность к духовной деятельности, монетаристская психология и, как следствие, паразитический способ существования под флагом предпринимательской деятельности. Поэтому вполне закономерно, что рост благосостояния определенной части современных российских бизнесменов происходит на фоне общего спада производства, обнищания населения, инфляции и развала экономики страны в целом.
Враждебное отношение многих средневековых философов и остовов к предпринимательству было обусловлено тем, что в период господствующей формой производства все еще осталось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.
Характерно, что даже основатели классической политэкономии не видели особого смысла в существовании фигуры предпринимателя, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью продукции, созданной наемными работниками, и выплаченной им заработной платой имеет прибыль. Это, ! по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., в период расцвета неоклассической политической экономии, экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию. А Й. Шумпетер в книге 'Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — "предпринимательство".
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивости организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, В. Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчинен ной целью — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. "Быть предпринимателем, — писал Щум-петер, — значит делать не то, что делают другие... и не так. как делают другие" К функциям предпринимателя он относит:
1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела, например монопольного положения, или, наоборот, преодоление монополии.
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и тем самым обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем"'. Разработанная им идея творческого предпринимателя — самое известное и точное определение сути предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не исчерпывающая. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — тщательно следить за ценами и издержка ми, а также за правильным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивает, что предприниматель —- это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, тем самым выполняя тем самым роль механизма цен.
Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий тем самым свои вклад в успех экономического развития. Однако для понимания сущности предпринимательства надо принять во внимание прежде всего психологические свойства предпринимателя.
Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник антиквариата и собственник, живущий на проценты от вкладов, не хозяева. Вместе с тем хозяин дома, заботливо поддерживающий в порядке сад, двор и другое имущество, не предприниматель, а продюсер, организующий на чужие деньги спектакли, концерты или телевизионные передачи, —- предприниматель, хотя и не имеющий собственности. Таким образом, не всякий собственник — хозяин, и не всякий хозяин — предприниматель. Понятие предпринимательства относится к области хозяйственной психологии. Предпринимателем следует считать такого хозяина, который отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации, осуществляет новые планы. С психологической точки зрения предприниматель — человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.
Психология предпринимателя зависит в значительной степени от его природных способностей. Не всегда трудом и усилиями можно добиться значительных результатов. Способный студент литературного института, сдающий экзамены на отлично, не обязательно станет знаменитым поэтом или писателем. Трудолюбивый ученый, постигший методы научного исследования, не сделает открытий, которые сами собой рождаются в голове гениального ученого. Точно так же и предприниматель с природным даром, с особым предпринимательским вдохновением создает то, что другим не под силу даже при особом усердии, специальной подготовке и благоприятных условиях.
Нельзя, однако, упускать из виду и социальную обстановку. Не все нации богаты предпринимателями, не у всех одинаковая готовность к риску. Так, согласно проведенному Лондону школой экономики исследованию, Северная Америка оказалась по развитию предпринимательства впереди европейских стран. Опрос показал, что каждый двенадцатый американец пытает основать собственное дело. В Европе желающих вести свой бизнес гораздо меньше: лишь один из 30 британцев, один 45 немцев и один из 67 финнов.
Результаты опроса продемонстрировали и серьезные различия между странами. Так, в Италии предпринимательский дух среди молодежи уступает лишь США (8% людей в возрасте 18—24 лет готовы начать свое дело). Большинство британцев в противоположность жителям континентальной Европы и США считают предпринимательство не самым уважаемым занятием В Германии в последнее время улучшились предпосылки для создания собственного дела и популярность предпринимательства растет. Датчане же уверены, что условия для открытия дела в их стране хуже, чем где бы то ни было в Европе. Во Франции собственный бизнес — в основном мужское занятие: доля жен-шин среди предпринимателей здесь меньше, чем в других странах. А Финляндия имеет самый низкий рейтинг развития предпринимательства, и это при одном из самых высоких темпов прироста ВВП. Объясняется все просто: здесь более трети ВВП производится активно растущей компанией Nokia.
Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.