В предпринимательской деятельности
19.1. Информация как объект правового регулирования
Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в зависимости от особенностей его интерпретации в рамках отдельных естественных, технических, общественных наук (математики, кибернетики, биологии, социологии и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> Так, создатель теории информации К. Шеннон понимал информацию как снимаемую неопределенность в результате получения сообщений (Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963); основоположник кибернетики Н. Винер писал, что информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему (Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1951. С. 31).
Исходя из целей правового регулирования данное понятие формулируется и в законодательстве, которое понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <1>.
--------------------------------
<1> Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
В силу универсальности информационных процессов, пронизывающих всю социальную жизнь, все сферы жизнедеятельности общества, практически нет отраслей законодательства, акты которого не затрагивали бы в той или иной степени вопросов информации.
Вместе с тем существует целый ряд законов, которые непосредственно регулируют отношения по поводу сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления информации (информационные отношения).
В последние годы сложился массив нормативно-правовых актов, посвященных проблемам информации, информатизации, создания и использования информационных технологий, что позволяет говорить о формировании самостоятельной отрасли информационного законодательства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 312 - 337.
Его конституционную основу составляют нормы ст. ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации (п. "и").
Информация как объект гражданских прав и предмет гражданско-правовых договоров регулируется ГК РФ (ст. ст. 128, 139, гл. 37, 38, 54 и др.).
Основополагающими специальными нормативными актами в рассматриваемой области являются Федеральные законы от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации), от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <1>, от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) <2>, от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <3>, от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи" <4>, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <5>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.
<2> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
<3> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
<4> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
<5> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.
Среди иных законодательных актов следует назвать также Федеральные законы "О рекламе", "О бухгалтерском учете", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", НК РФ и др.
Информационные отношения регулируются большим количеством подзаконных нормативных правовых актов - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти в области экономики, статистики, финансов, налогов и др. К наиболее важным среди них можно отнести Указы Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" <1> и от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 3 марта 2005 г.) N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" <2>, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" <3> и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.
<3> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.
Как уже отмечалось, ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (ст. 128). Так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе (бумаге, кассете, диске и др.) <1>.
--------------------------------
<1> В автоматизированных информационных системах материальным носителем являются электронные устройства, на которых записывается, хранится или с которых передается информация в виде данных машинного кода.
В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.
Единого понятия документированной информации (документа) не выработано в российской юридической науке.
В законодательстве даются определения документа с учетом потребностей правового регулирования конкретной сферы общественных отношений, связанных с информацией (государственное управление, библиотечное и архивное дело, деятельность средств массовой информации и т.д.), поэтому его формулировки отличаются особенностями, отражающими специфику их использования в каждой из этих сфер. При этом в качестве определяющего элемента в понятиях документа выделяются либо информация, либо ее материальный носитель.
Так, согласно ст. 2 Закона об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Федеральные законы "Об обязательном экземпляре документов" (ст. 1), от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <1> (ст. 1), от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" <2> (ст. 3) определяют документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2 (в ред. от 22 августа 2004 г.).
<2> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.
Очевидно, не следует отождествлять информацию с организационной формой ее представления (материальным носителем). Количественные и качественные характеристики информации (непотребляемость, достоверность, вероятность, неопределенность и др., а также возможность неограниченного распространения информации, разнообразие форм ее представления и т.д.) не могут применяться к вещным объектам. Вместе с тем особые свойства информации оказывают существенное влияние на правовой режим документа в целом, и потому его как материальный объект нельзя причислять к обычным вещам.
Не разрешая вопроса о первичности информации или ее материального носителя, следует признать документ (документированную информацию) особым сложным объектом, в структуре которого объединяется его нематериальное содержание - информация и ее физический носитель. Неотъемлемым элементом данного объекта являются также реквизиты документа, позволяющие идентифицировать информацию, выделить документ из массы других.
Организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы, представляет собой информационную систему. Информационные системы - это библиотеки, архивы, информационные фонды, банки данных, электронные информационные системы, базы данных и др. Например, Федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства, учрежденный Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 169, негосударственная информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс". Так, Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" <1> предусматривает, что единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии (п. п. 5, 6).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.
К информационным системам массового характера в юридической литературе относят средства массовой информации - периодические печатные, электронные и другие формы распространения информации <1>.
--------------------------------
<1> Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 151.
Информационные системы в различных отраслях государственного управления часто представлены в виде таких систем учета и регистрации информации, как реестры, регистры, кадастры.
Так, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <1> устанавливает, что государственный реестр содержит записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; документы, представленные в регистрирующий орган (п. 4).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585 (в ред. от 26 февраля 2004 г.).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (п. 2 ст. 12).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
В РФ ведутся государственные кадастры природных ресурсов (земельный, лесной, водный, месторождений и проявлений полезных ископаемых и др. <1>).
--------------------------------
<1> Статья 68 ЛК РФ, ст. 79 ВК РФ, ст. 30 Закона РФ "О недрах", ст. 20 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и др.
Например, государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
В качестве примера государственного регистра можно привести Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, Положение о порядке ведения которого утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826.
Все указанные информационные системы являются формами представления информационных ресурсов. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (ст. 2 Закона об информации).
Именно отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, являются предметом регулирования информационного законодательства.
Законом об информации установлены основы правового режима информационных ресурсов, под которым понимается совокупность предусмотренных правовыми нормами правил формирования и использования информационных ресурсов.
Содержание правового режима информационных ресурсов включает правила, регулирующие:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации (п. 2 ст. 4 Закона об информации).
Правовой режим информационных ресурсов в установленных законом случаях также определяется лицами, которым они принадлежат (их собственниками, обладателями, владельцами) <1>.
--------------------------------
<1> Статья 6 Закона об информации, ст. 4 Закона о коммерческой тайне и др.
Обязательное условие включения информации в информационные ресурсы - ее документирование (ст. 5 Закона об информации).
Идентификация и сопоставляемость информации о различных характеристиках субъектов предпринимательства и их деятельности осуществляются на основе выделения и сравнения соответствующих признаков документов, которые устанавливаются правилами и стандартами документального оформления информации.
С целью унификации правового обеспечения информационной деятельности, упорядочения документооборота законодательство предусматривает определенные требования к оформлению документов, их формы и реквизиты.
Так, детально определена юридическая техника прохождения и оформления нормативно-правовых актов - от их проектов до вступления в юридическую силу. В частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" <1> устанавливает порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ (ст. 23). Порядок принятия и оформления актов федеральных органов исполнительной власти определяется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 <2> "Об утверждении Правил подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Требования к подготовке и представлению проектов законодательных и иных нормативных актов (указов президента, постановлений Правительства и др.) регламентируются Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Росархива от 27 ноября 2000 г. N 68 <3>, и т.д. <4>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712 (в ред. от 1 июня 2005 г.).
<2> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895 (в ред. от 30 сентября 2002 г.).
<3> БНА. 2001. N 4.
<4> См. также Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства РФ" (в ред. от 20 августа 2004 г.) (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1877) и от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (в ред. от 20 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3335.
Порядок документирования информации определяется компетентными государственными органами, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию, безопасность РФ.
Правила и стандарты документального оформления информации в основном касаются документов, которые обращаются в публичной сфере и связаны с обменом информацией в системе государственного управления, с государственным регулированием предпринимательской деятельности, например обязательным представлением хозяйствующими субъектами документов государственным (муниципальным) органам и т.д.
Так, специальные требования предъявляются к документам, используемым при регистрации субъектов предпринимательской деятельности <1>. Требования к банковским документам, формам расчетных документов, применяемых в отношениях между хозяйствующими субъектами, устанавливаются банковским законодательством <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 26 февраля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
<2> См., напр.: Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. от 11 июня 2004 г.) // Вестник Банка России. 2002. N 74.
Нормативные акты регулируют процесс документирования информации в области статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Например, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> предусматривает, что формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ (п. 3 ст. 13) <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
<2> См.: Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" // Экономика и жизнь. 2003. N 33.
Статья 80 НК РФ устанавливает требования к налоговой декларации, которые конкретизируются в нормативных актах федерального налогового органа применительно к отдельным видам налогов <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Приказ МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению" // РГ. 2004. N 19.
Федеральный орган в области статистики устанавливает соответствующие требования к оформлению документов статистической отчетности. Например, Постановлением Госкомстата РФ от 19 апреля 2002 г. N 33 утверждены годовые формы федерального государственного статистического наблюдения за инвестиционной активностью организаций <1> и др.
--------------------------------
<1> Вопросы статистики. 2002. N 6 (в ред. от 15 июля 2004 г.).
Акты органов статистики в области стандартизации имеют и более общее значение для типизации документированной информации, применяемой в сфере организационно-распорядительной деятельности государства.
Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299 (в ред. от 1 августа 2004 г.) <1> введен в действие Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), который является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.
--------------------------------
<1> М.: ИПК Издательство стандартов, 1995.
Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации.
ОКУД выделяет системы и подсистемы документации по различным сферам деятельности, в каждой из которых определяются унифицированные формы документов, которые имеют свое наименование и кодовые обозначения (в виде семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа), обозначающие классификационные признаки документа и позволяющие его таким образом идентифицировать.
Например, Унифицированная система организационно-распорядительной документации включает в себя документацию по созданию, реорганизации, ликвидации, организационно-нормативному оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия и т.д. Унифицированная система банковской документации - документацию по безналичным расчетам, эмиссионно-кассовым операциям, денежному обращению и др.
Отдельными государственными стандартами устанавливаются требования к оформлению конкретных документов (состав и требования к оформлению реквизитов, требования к бланкам документов, их образцы и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> Например, ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст.
Наряду с традиционными письменными документами, выполненными на бумажном носителе, все более широкое применение находят документы, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, - электронные документы.
Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (ст. 3 ФЗ "Об электронно-цифровой подписи").
Возможность использования информации в форме электронных документов предусмотрена многими нормативными актами. В частности, НК РФ (ст. 80), Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (ст. 13), Таможенным кодексом РФ (ст. 425), Положением о безналичных расчетах в РФ (п. п. 3.1 - 3.4) и др.
Обязательным реквизитом документов (за редким исключением - билеты, абонементы) законодательство признает подпись лица, от имени которого они исходят.
В соответствии с ГК РФ документ приобретает юридическую силу после его подписания уполномоченным лицом (ст. ст. 89, 160, 185, 434 и др.). Аналогичное требование установлено Законом об информации и для документов, полученных из автоматизированной информационной системы (п. 2 ст. 5).
Наряду с обычным способом подписания документа возможно подтверждение юридической силы документа, хранимого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. При соблюдении требований к электронной цифровой подписи, указанных в данном Законе, электронный документ признается равнозначным собственноручно подписанному документу на бумажном носителе.
Законодательство предъявляет требования не только к оформлению документов, но и к их хранению. Наиболее общие из них установлены нормами, регулирующими организацию делопроизводства и архивного дела в РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом РФ 6 октября 2000 г. (в ред. от 27 октября 2003 г.).
Наряду с этим специальные правила и сроки могут устанавливаться для хранения документов в отдельных сферах предпринимательской деятельности.
Так, Федеральным законом "Об акционерных обществах" (п. 2 ст. 89), а также Постановлением ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ" <1> регулируются указанные сроки применительно к документам данных юридических лиц.
--------------------------------
<1> РГ. 2003. N 168.
НК РФ обязывает хозяйствующих субъектов в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (подп. 8 п. 1 ст. 23).
Рассмотренные выше правила документирования информации распространяются на всех субъектов информационных отношений.
В соответствии с Законом об информации субъектами информационных отношений могут быть (ст. 2):
- собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
- владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом <1>;
--------------------------------
<1> Исходя из смысла норм Закона об информации (п. п. 4, 7 ст. 6) и ФЗ "О коммерческой тайне" (п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 8) владельцами информационных ресурсов в том числе могут считаться субъекты ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), лица, получившие их на любом другом законном основании (по договору, в порядке обязательного представления и др.).
- пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" выделяет также производителей информационных ресурсов. Производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра (ст. 1) <1>.
--------------------------------
<1> Обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов (официальных, патентных документов, текстовых, нотных, электронных изданий и др.), подлежащие передаче производителями в соответствующие организации (например, библиотеки, книжные палаты и т.д.) (ст. ст. 1, 5 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов").
19.2. Право собственности на информационные ресурсы
Собственниками информационных ресурсов могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.
В соответствии со сферами ведения государственные информационные ресурсы могут быть федеральными, совместного ведения РФ и ее субъектов, субъектов РФ.
Так, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <1> данный государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585 (в ред. от 26 февраля 2004 г.).
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется:
- государственными и муниципальными органами и организациями, на которых возложены обязанности по сбору, обработке, накоплению соответствующей информации;
- юридическими и физическими лицами, которые должны в обязательном порядке представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование информационных ресурсов.
Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.
Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Так, п. 3 ст. 8 Закона об информации предусматривает, что при регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).
Обязанности по представлению информации в компетентные государственные органы предусмотрены целым рядом федеральных законов.
Например, в соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), индивидуальные предприниматели обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (в ред. от 7 марта 2005 г.).
Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" предусматривает, что производители документов обязаны безвозмездно передавать получателям документов обязательный бесплатный экземпляр, в состав которого входят издания, официальные документы, электронные издания, патентные документы (ст. 6).
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О Счетной палате" все предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Обязанности по представлению документированной информации в форме бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности установлены соответствующим законодательством <1>.
--------------------------------
<1> Статья 23 НК РФ; ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; ст. 28 Федерального закона "Об организации страхового дела в РФ" и др.
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.
Негосударственные информационные ресурсы могут принадлежать на праве собственности юридическим и физическим лицам.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством, в том числе он имеет право:
- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении (п. 7 ст. 6 Закона об информации).
Определенные ограничения в распоряжении информационными ресурсами установлены для физических и юридических лиц - собственников документированной информации в случаях, если она содержит сведения, составляющие государственную тайну.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Вместе с тем Закон РФ "О государственной тайне" предусматривает гарантии для собственников: материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению (ст. 10).
При рассмотрении права собственности на информационные ресурсы необходимо учитывать сложную структуру его объекта - документированной информации. Право на информацию и право на ее физический носитель имеют разную юридическую природу и далеко не всегда совпадают.
Устанавливая право собственности на информационные ресурсы, Закон об информации, по существу, регулирует отношения собственности по поводу материальных носителей информации, поскольку право собственности как вещное право может распространяться только на материальные объекты.
В отношении информации как нематериального блага могут осуществляться правомочия, не охватываемые содержанием права собственности (распространение, публикация, тиражирование и др.). Юридические последствия передачи права собственности на документированную информацию также отличаются своеобразием (например, когда информация сохраняется у передающего ее субъекта). Право на информацию может находиться в обладании неограниченного круга лиц, получивших доступ к информационным ресурсам, независимо от их принадлежности определенному собственнику.
Несмотря на то что информация и результаты творческой деятельности рассматриваются в ГК РФ в качестве различных объектов гражданских прав (ст. 128), права на информацию как нематериальное благо во многом близки по содержанию и механизму реализации к исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности. Это дает основание многим исследователям данной проблемы видеть переплетение прав вещных и исключительных на такие объекты, как информационные ресурсы <1>.
--------------------------------
<1> Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. N 5. С. 70 - 72; Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 246 и др.
19.3. Право на доступ к информации
Право на информацию относится к числу основных конституционных прав. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Важнейшая составляющая права на информацию - право на доступ к информационным ресурсам.
Все пользователи (граждане, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления) обладают равными правами на доступ к информации. Они не обязаны обосновывать перед собственником (владельцем) этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации (п. 1 ст. 22 Закона об информации).