Обычная; 2) повторная; 3) выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика
Обычная
1)Основания проведения: постановление налогового органа о проведении выездной проверки, в том числе филиала и представительства
2) Место проведения: на территории (помещении) налогоплательщика. Если отсутствует возможность предоставления помещения, то – в налоговом органе.
3) Продолжительность, периодичность и глубина проверки: общее правило – 2 месяца срок проверки, но допускается продление до 4 месяцев, в исключительных случаях до 6 месяцев (основания и порядок продления установлены Приложением №2 к Приказу ФНС от 25 декабря 2006 г.). При самостоятельной выездной проверке филиалов и представительств этот срок не должен превышать 1 месяца.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением решения руководителя ФНС РФ. Не учитываются в общем количестве выездные проверки филиалов и представительств (также не более двух в календарный год).
Проверкой охватываются три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Из трехлетнего срока давности налогового контроля возможны исключения в случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, когда проверяется период, за который предоставлена уточненная налоговая декларация.
Приостановление выездной проверки:
Правила приостановления:
а) постановление руководителя налогового органа,
б) закрытый перечень оснований приостановления (истребования встречно документов, информации ст.93 прим.; проведение экспертиз; запрос в иностранные государства; перевод на русский язык документов);
в) общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев.
Полномочия проверяющих: все вспомогательные формы налогового контроля.
Оформление результатов проверки: Составление акта, затем в течение двух месяцев составление акта проверки, вручается под подпись, в случае невозможности такого вручения – заказным письмом. 15 дней со дня получения акта предоставляются на письменные возражения.
Повторная проверкакак разновидность выездной проверки – это выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же налоговый период. При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
По общему правилу повторные проверки запрещены, если иное не предусмотрено НК РФ. Повторные проверки допускаются только в двух случаях:
а) проверка вышестоящим налоговым органом деятельности нижестоящего налогового органа; б) подача уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной.
Если выявлены правонарушения в ходе повторной проверки, то к налоговой ответственности налогоплательщик не привлекается, за исключением случаев сговора между налоговым органом и налогоплательщиком, имевшем место при первоначальной налоговой проверке.
Правовая позиция Конституционного Суда: запрет повторной проверки, если имеется решение суда в пользу налогоплательщика.
Выездная проверка при реорганизации и ликвидации организациипроводится независимо от времени и предмета предыдущей налоговой проверки.
Вопрос 3. Вспомогательные формы налогового контроля.
- Опрос свидетеля (ст.90)
1) применяется как при камеральных, так и выездных проверках;
2) круг лиц, которые не могут привлекаться в качестве свидетелей (п.3 – отказ в случаях, предусмотренных законодательством)
3) протокол, предусматривающий ответственность (ст.128 НК)
4) правовой статус свидетеля появляется только на стадии производства по делу о налоговом правонарушении (ст.101 прим.4)
- Доступ на территорию, в помещения для проведения проверки (ст.91 НК)
1) только в ходе выездной проверки
2) доступ в жилые помещения только с согласия всех проживающих, в противном случае – на основании судебного решения
3) при воспрепятствовании – составляется акт, который подписывается проверяющим и налогоплательщиком. Его юридические последствия: право налогового органа начислить налоги на основании имеющихся у налогового органа данных или по аналогии (ст.31 НК)
3.Осмотр помещений, территорий, документов, предметов (ст.92)
1) при выездной проверке, исключение вне выездной проверки в двух случаях:
а) согласие проверяемого; б) документы и предметы были получены должностным лицом в результате ранее производимых действий по налоговому контролю
2) при осмотре может производиться в необходимых случаях фото, киносъемка, видеозапись, снятие копий
3) протокол, понятые, участие проверяемого
4) воспрепятствование осмотру – нет специальной ответственности, подразделяется в зависимости от объектов осмотра (ст.91 и 126 НК)