Законодатель предусмотрел следующие формы ответственности сторон по договору поставки: выплата неустойки и возмещение убытков

Основания ответственности поставщика в договоре поставки следующие:

просрочка товара - передача поставщиком покупателю товара после истечения срока поставки, предусмотренного договором;

недопоставка- передача поставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чем предусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара.

ГК РФ регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств по договору поставки, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК допускает установление санкций законом или иными правовыми актами.

Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора

1. Если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

2. Если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства покупателем продавец продал товар другому лицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене, продавец может предъявить покупателю требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

3. Если после расторжения договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не совершена сделка взамен расторгнутого договора и на данный товар имеется текущая цена, сторона может предъявить требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора.

Текущей ценой признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена передача товара. Если в этом месте не существует текущей цены, может быть использована текущая цена, применявшаяся в другом месте, которое может служить разумной заменой, с учетом разницы в расходах по транспортировке товара.

4. Удовлетворение требований, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков, причиненных другой стороне, на основании статьи 15 настоящего Кодекса.

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями ГК РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».

Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.

Сроквыполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.

Цена товара – рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.

Участниками договора этого типа являются:

• заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);

• поставщик (в этой роли выступают предприниматели);

• получатель товара (покупатель).

Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:

• государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);

• договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.

В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:

• определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;

• выдача заказа на поставку товара заказчику;

• размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);

• заключение контракта между поставщиком и заказчиком;

• направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;

• заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

• невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;

• непредставление покупателем отгрузочной накладной;

• неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.

Договор контрактации.

Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностьюданного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности:нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы ГК РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи

Наши рекомендации