Установленного качества
Сроки, в течение которых качество товара является достаточным для нормального пользования вещью:
а). Гарантийный срок (период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования):
- договорная гарантия качества(продолжительность гарантийного срока устанавливается соглашением сторон, с учётом обязательных для них требований ГОСТов),
- законная гарантия качества(разумный срок, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования, если гарантийный срок не установлен ни договором, ни ГОСТом);
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара и продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нём недостатков.
Б). Срок службы(период, в течение которого покупателю обеспечена возможность безопасного использования товара по назначению):
- устанавливается в отношении непотребляемых товаров длительного пользования,
- начинает течь со дня продажи товара потребителю;
в). Срок годности(период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению):
- устанавливается в отношении потребляемых товаров (продукты питания, парфюмерия, медикаменты),
- исчисляется со дня изготовления товара.
Сроки обнаружения недостатков переданного товара:
а). Если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить требования при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока или срока годности;
б). Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить требования при условии, что недостатки товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю ( в отношении розничной купли-продажи движимого имущества – в пределах шести месяцев);
в). Продавец несёт ответственность, если недостатки товара возникли до его передачи покупателю при условии, что:
- предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, и
- недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю.
Продавец не отвечает за недостатки товара, на который предоставлена гарантия качества, если недостатки возникли после передачи товара вследствие:
а). Нарушения покупателем правил использования или хранения товара;
б). Действий третьих лиц;
в). Непреодолимой силы.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества:
а). При обнаружении обычных (несущественных) недостатковтоваров, если недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе потребовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены,
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок,
- возмещения своих расходов на устранение недостатков;
б). При обнаружении существенных недостатков(неустранимые недостатки или которые выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения) покупатель вправе:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы,
- потребовать замены товар.
7. Свободным от прав третьих лиц(аренды, сервитута, залога).
Неисполнение этой обязанности даёт покупателю право требовать (при условии, что покупатель не знал или не должен был знать о правах третьих лиц на этот товар) уменьшения цены товара либо расторжения договора.
В таре и упаковке.
II. Обязанности покупателя:
Принять товар.
Оплатить товар.
Виды оплаты товара:
а). Оплата в полном объёме (единовременно);
б). Предварительная оплата (производится до передачи товара покупателю в срок, предусмотренный договором, а при отсутствии такового – в разумный срок).
Нарушение условия о предварительной оплате даёт продавцу право:
- задержать передачу товаров, либо
- потребовать расторжения договора.
В). Оплататовара, проданного в кредит (отсрочка единовременного платежа после передачи товара покупателю).
Если покупатель не оплачивает товар, переданный в кредит, продавец вправе потребовать:
- оплаты товара, или
- возврата товара.
С момента передачи товара покупателю и до дня его оплаты товар, переданный в кредит, признаётся находящимся в залоге у продавца.
Г). Оплататовара в рассрочку (производится не единовременно, а по частям через определённое время после передачи товара покупателю).
Существенными условиями договора о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа являются:
- предмет,
- цена товара,
- порядок, сроки и размеры платежей.
Если покупатель не производит в установленный срок очередной платёж, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.
3. Известить продавца о нарушении условий договора(о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре или упаковке) в срок, предусмотренный законом или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после обнаружения нарушения соответствующего условия договора.
В случае невыполнения покупателем этого правила, продавец освобождается от ответственности, если он не знал и не должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора.
Разновидности договора купли-продажи:
I. Договор розничной купли-продажи (договор, по которому продавец обязуется передать покупателю вещь, предназначенную дляиспользования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Источниками правового регулирования договора розничной купли-продажи являются:
1. § 2 главы 30 ГК РФ.
2. Закон от 7.02.1992 г. «О защите прав потребителей».
Стороны договора:
1. Продавец (предприниматель, осуществляющий деятельность по продаже товаров в розницу):
а). Коммерческая организация, либо
б). Индивидуальный предприниматель.
2. Потребитель (гражданин).
Условия договора:
1. Предмет(товары для личного, семейного, домашнего или иного бытового использования).
Например, легковой автомобиль является предметом розничной купли-продажи, если его приобретает в магазине гражданин-потребитель. Этот же автомобиль будет предметом поставки, если его приобретает для своих нужд таксопарк.
2. Цена:
а). Является существенным условием;
б). Должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей (в противном случае договор является ничтожным).
Срок.
При заключении договора с условием о принятии покупателем товара в определённый срок:
а). Товар не может быть продан другому покупателю;
б). Если покупатель не явился для принятия товара, это рассматривается как отказ покупателя от исполнения договора.
Форма договора:
1. Устная:
а). Сделки, исполняемые в момент совершения;
б). Сделки между гражданами на сумму менее 10 минимальных размеров оплаты труда.
2. Конклюдентная (купля-продажа в автоматах).
3. Письменная (все остальные сделки).
Договор считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом кассового или товарного чека, подтверждающего оплату товара.
Публичной офертой признаётся:
1. Предложение товара в рекламе, обращённое к неопределённому кругу лиц (если предложение содержит все существенные условия договора).
2. Выставление товара в месте продажи (на прилавках, в витринах), демонстрация их образцов (независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия).
Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара:
1. Обменять купленный товар на аналогичный товар других размера, фасона, расцветки или комплектации.
2. Возвратить продавцу приобретённый товар и получить уплаченную за него денежную сумму (при отсутствии у продавца необходимого для обмена товара) при условии, что:
а). Товар не был в употреблении;
б). Сохранены его потребительские свойства;
в). Имеются доказательства приобретения его у данного продавца (например, кассовый чек).
Сроки обнаружения недостатков переданного товара – см. вопрос качества товара в «Содержании договора купли-продажи».
Последствия продажи товара ненадлежащего качества регулируются:
1. Ст. 503 ГК РФ.
2. Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В случае продажи товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать:
1. Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков.
2. Возмещения расходов на устранение недостатков.
3. Замены товара либо уменьшения цены (в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их).
4. Расторжения договора и возврата уплаченной денежной суммы.
Особенности ответственности по договору розничной купли-продажи:
1. Нарушение имущественных прав потребителя даёт ему право требовать компенсации морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда).
2. Требования о возмещении вреда (как имущественного, так и морального) могут быть предъявлены не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи.
II. Договор поставки(договор, по которому поставщик-предприниматель обязуетсяпередать в обусловленный срок покупателю товары для использования в хозяйственных целях).
Особенности договора поставки:
1. Время заключения договора и передачи товара не совпадает.
2. Товар приобретается не в личных целях, а для использования в предпринимательской деятельности.
3. Является консенсуальным договором и считается заключённым с момента подписания.
Стороны договора:
1. Поставщик (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность):
а). Коммерческая организация,
либо
б). Индивидуальный предприниматель.
2. Покупатель (любое лицо, за исключением граждан, приобретающих товары для бытовых нужд).
Условия договора:
1. Предмет (товар, который не предназначен для потребления лицом, которое его приобретает).
Ассортимент, качество и комплектность товара не являются существенными условиями.
2. Срок (является существенным условием).
При отсутствии условия о сроке договор считается не заключённым.
3. Цена (находится за рамками договора поставки, поэтому не является существенным условием).
Лицо, направившее оферту, и получившее на своё предложение не акцепт, а встречную оферту, обязано в течение 30 дней:
1. Принять меры по согласованию условий договора с партнёром, либо
2. Уведомить его об отказе от заключения договора на новых условиях.
В противном случае, первоначальный оферент, не выполнивший данной обязанности, должен возместить причинённые убытки (culpa in contrahendo (дословно: вина в процессе переговоров).
Существенными нарушениями договора поставки поставщиком являются:
1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
Последствия поставки товаров ненадлежащего качества – см. «Последствия передачи товара ненадлежащего качества при купле-продаже».
2. Неоднократное нарушение сроков поставки.