Установленного качества

Сроки, в течение которых качество товара является достаточным для нормального пользования вещью:

а). Гарантийный срок (период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования):

- договорная гарантия качества(продолжительность гарантийного срока устанавливается соглашением сторон, с учётом обязательных для них требований ГОСТов),

- законная гарантия качества(разумный срок, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования, если гарантийный срок не установлен ни договором, ни ГОСТом);

Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара и продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нём недостатков.

Б). Срок службы(период, в течение которого покупателю обеспечена возможность безопасного использования товара по назначению):

- устанавливается в отношении непотребляемых товаров длительного пользования,

- начинает течь со дня продажи товара потребителю;

в). Срок годности(период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению):

- устанавливается в отношении потребляемых товаров (продукты питания, парфюмерия, медикаменты),

- исчисляется со дня изготовления товара.

Сроки обнаружения недостатков переданного товара:

а). Если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить требования при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока или срока годности;

б). Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить требования при условии, что недостатки товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю ( в отношении розничной купли-продажи движимого имущества – в пределах шести месяцев);

в). Продавец несёт ответственность, если недостатки товара возникли до его передачи покупателю при условии, что:

- предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, и

- недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю.

Продавец не отвечает за недостатки товара, на который предоставлена гарантия качества, если недостатки возникли после передачи товара вследствие:

а). Нарушения покупателем правил использования или хранения товара;

б). Действий третьих лиц;

в). Непреодолимой силы.

Последствия передачи товара ненадлежащего качества:

а). При обнаружении обычных (несущественных) недостатковтоваров, если недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе потребовать:

- соразмерного уменьшения покупной цены,

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок,

- возмещения своих расходов на устранение недостатков;

б). При обнаружении существенных недостатков(неустранимые недостатки или которые выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения) покупатель вправе:

- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы,

- потребовать замены товар.

7. Свободным от прав третьих лиц(аренды, сервитута, залога).

Неисполнение этой обязанности даёт покупателю право требовать (при условии, что покупатель не знал или не должен был знать о правах третьих лиц на этот товар) уменьшения цены товара либо расторжения договора.

В таре и упаковке.

II. Обязанности покупателя:

Принять товар.

Оплатить товар.

Виды оплаты товара:

а). Оплата в полном объёме (единовременно);

б). Предварительная оплата (производится до передачи товара покупателю в срок, предусмотренный договором, а при отсутствии такового – в разумный срок).

Нарушение условия о предварительной оплате даёт продавцу право:

- задержать передачу товаров, либо

- потребовать расторжения договора.

В). Оплататовара, проданного в кредит (отсрочка единовременного платежа после передачи товара покупателю).

Если покупатель не оплачивает товар, переданный в кредит, продавец вправе потребовать:

- оплаты товара, или

- возврата товара.

С момента передачи товара покупателю и до дня его оплаты товар, переданный в кредит, признаётся находящимся в залоге у продавца.

Г). Оплататовара в рассрочку (производится не единовременно, а по частям через определённое время после передачи товара покупателю).

Существенными условиями договора о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа являются:

- предмет,

- цена товара,

- порядок, сроки и размеры платежей.

Если покупатель не производит в установленный срок очередной платёж, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

3. Известить продавца о нарушении условий договора(о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре или упаковке) в срок, предусмотренный законом или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после обнаружения нарушения соответствующего условия договора.

В случае невыполнения покупателем этого правила, продавец освобождается от ответственности, если он не знал и не должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора.

Разновидности договора купли-продажи:

I. Договор розничной купли-продажи (договор, по которому продавец обязуется передать покупателю вещь, предназначенную дляиспользования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Источниками правового регулирования договора розничной купли-продажи являются:

1. § 2 главы 30 ГК РФ.

2. Закон от 7.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

Стороны договора:

1. Продавец (предприниматель, осуществляющий деятельность по продаже товаров в розницу):

а). Коммерческая организация, либо

б). Индивидуальный предприниматель.

2. Потребитель (гражданин).

Условия договора:

1. Предмет(товары для личного, семейного, домашнего или иного бытового использования).

Например, легковой автомобиль является предметом розничной купли-продажи, если его приобретает в магазине гражданин-потребитель. Этот же автомобиль будет предметом поставки, если его приобретает для своих нужд таксопарк.

2. Цена:

а). Является существенным условием;

б). Должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей (в противном случае договор является ничтожным).

Срок.

При заключении договора с условием о принятии покупателем товара в определённый срок:

а). Товар не может быть продан другому покупателю;

б). Если покупатель не явился для принятия товара, это рассматривается как отказ покупателя от исполнения договора.

Форма договора:

1. Устная:

а). Сделки, исполняемые в момент совершения;

б). Сделки между гражданами на сумму менее 10 минимальных размеров оплаты труда.

2. Конклюдентная (купля-продажа в автоматах).

3. Письменная (все остальные сделки).

Договор считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом кассового или товарного чека, подтверждающего оплату товара.

Публичной офертой признаётся:

1. Предложение товара в рекламе, обращённое к неопределённому кругу лиц (если предложение содержит все существенные условия договора).

2. Выставление товара в месте продажи (на прилавках, в витринах), демонстрация их образцов (независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия).

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара:

1. Обменять купленный товар на аналогичный товар других размера, фасона, расцветки или комплектации.

2. Возвратить продавцу приобретённый товар и получить уплаченную за него денежную сумму (при отсутствии у продавца необходимого для обмена товара) при условии, что:

а). Товар не был в употреблении;

б). Сохранены его потребительские свойства;

в). Имеются доказательства приобретения его у данного продавца (например, кассовый чек).

Сроки обнаружения недостатков переданного товара – см. вопрос качества товара в «Содержании договора купли-продажи».

Последствия продажи товара ненадлежащего качества регулируются:

1. Ст. 503 ГК РФ.

2. Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случае продажи товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать:

1. Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков.

2. Возмещения расходов на устранение недостатков.

3. Замены товара либо уменьшения цены (в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их).

4. Расторжения договора и возврата уплаченной денежной суммы.

Особенности ответственности по договору розничной купли-продажи:

1. Нарушение имущественных прав потребителя даёт ему право требовать компенсации морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда).

2. Требования о возмещении вреда (как имущественного, так и морального) могут быть предъявлены не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи.

II. Договор поставки(договор, по которому поставщик-предприниматель обязуетсяпередать в обусловленный срок покупателю товары для использования в хозяйственных целях).

Особенности договора поставки:

1. Время заключения договора и передачи товара не совпадает.

2. Товар приобретается не в личных целях, а для использования в предпринимательской деятельности.

3. Является консенсуальным договором и считается заключённым с момента подписания.

Стороны договора:

1. Поставщик (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность):

а). Коммерческая организация,

либо

б). Индивидуальный предприниматель.

2. Покупатель (любое лицо, за исключением граждан, приобретающих товары для бытовых нужд).

Условия договора:

1. Предмет (товар, который не предназначен для потребления лицом, которое его приобретает).

Ассортимент, качество и комплектность товара не являются существенными условиями.

2. Срок (является существенным условием).

При отсутствии условия о сроке договор считается не заключённым.

3. Цена (находится за рамками договора поставки, поэтому не является существенным условием).

Лицо, направившее оферту, и получившее на своё предложение не акцепт, а встречную оферту, обязано в течение 30 дней:

1. Принять меры по согласованию условий договора с партнёром, либо

2. Уведомить его об отказе от заключения договора на новых условиях.

В противном случае, первоначальный оферент, не выполнивший данной обязанности, должен возместить причинённые убытки (culpa in contrahendo (дословно: вина в процессе переговоров).

Существенными нарушениями договора поставки поставщиком являются:

1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

Последствия поставки товаров ненадлежащего качества – см. «Последствия передачи товара ненадлежащего качества при купле-продаже».

2. Неоднократное нарушение сроков поставки.

Наши рекомендации