Тема 12. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках. Формы недобросовестной конкуренции
1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции. Негативные последствия на рынке определенного товара.
2. Формы недобросовестной конкуренции. Роль антимонопольного законодательства.
Первый вопрос раскрывает понятие конкуренции как состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Необходимо выделить основные признаки данного явления, его значение для развития предпринимательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.
Вместе с тем, вопрос предполагает изучение понятия недобросовестной конкуренции как любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов. Выделить противоречия действий указанных субъектов, составляющих предмет данного явления:
– положениям действующего законодательства;
– обычаям делового оборота;
– требованиям добропорядочности;
– требованиям разумности и справедливости;
– могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам;
– могут нанести ущерб деловой репутации конкурентов, вместе с тем дать характеристику каждому из них.
Второй вопрос раскрывает формы недобросовестной конкуренции:
1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Раскрыть понятия: хозяйствующий субъект, убытки, деловая репутация. Определить, каким образом, на основе каких нормативных актов либо методики определяется размер причиненных убытков.
2. Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.
Дать понятия: потребитель, введение в заблуждение, место изготовления товара, изготовитель, исполнитель, продавец, качество товара, на основе положений Закона РФ «О защите прав потребителей».
3. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
Определить, какие правовые последствия имеет некорректное сравнение производимых и реализуемых товаров, вместе с тем привести и пояснить законодательные определения: товар, производство товара, реализация товара.
4. Продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
Дать определения и правовые характеристики: продажа, обмен, введение в оборот товара. Указать, на основе каких гражданско-правовых договоров происходит то или иное действие. Дать правовую оценку понятиям: результат интеллектуальной деятельности, средство индивидуализации юридического лица, индивидуализация продукции, выполнения работ, услуг, используя правовую концепцию авторского, патентного права, соответствующего законодательства.
5. Получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Необходимо дать понятия: информация, используя Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»
Каждую из этих форм необходимо определить как состав правонарушения, раскрыть их предпосылки, юридические последствия, меры пресечения подобных нарушений с позиции гражданского, административного, антимонопольного законодательства.
Раскрывая роль антимонопольного законодательства, необходимо указать, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения данных положений в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
Вопрос для обсуждения:Какие особенности и тенденции рыночной экономики на сегодняшний день в Российской Федерации способствуют развитию недобросовестной конкуренции? Перечислите методы государственно-правового регулирования, препятствующие развитию недобросовестной конкуренции.
Тема для доклада:Формы недобросовестной конкуренции. Значение конкурентного законодательства и роль антимонопольного органа в данной сфере.
Законодательство:
1. Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч.1, 2. – М., 1999. – 228 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.
4. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22.03.1991 № 948-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 16. – Ст. 499.
5. Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров. Приложение к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12 / НА-225 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – № 8. – 1991.
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 о защите прав потребителей (ред. от 30.12.2001) // Собрание законодательства. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
7. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 об авторском праве и смежных правах (ред. от 20.07.2004) // Российская газета. – № 147. – 1993.
8. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1 (ред. от 07.02.2003) // Российская газета. – № 225. – 1992.
9. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства. – 1995. – № 8. – Ст. 609.
Судебная практика:
Письмо ВАС РФ № ОЗ – 41 от 14.09.1994 о Положении «О порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе». Утв. приказом ГКАП РФ от 14.07.1994 № 83.