Функции налогообложения и классификация налогов
Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Фискальная функция — основная. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. Регулирующая функция посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:прямые– налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)
2. По субъекту налога:с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
3. По уровню власти:федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
4. По назначению:общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.); целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
5. По источнику уплаты налоговых сумм: себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.); цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины); финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог); доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход);чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
6. По объекту налогообложения: имущественные; ресурсные (рентные); с доходов; налоги на потребление; с отдельных видов деятельности, операций
7. По методу исчисления: прогрессивные / регрессивные; пропорциональные / линейные; ступенчатые / твердые
8. По способу обложения: кадастровые / безналичные; декларационные / налично-денежные
9. По порядку зачисления в бюджет: закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом; регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
10. По порядку ведения: общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.); факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).
11.По характеру отражения вбухгалтерском учете различают налоги: включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог); уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль; уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль); включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
4. Становление и развитие налоговой системы в РФ.
Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность. В частности: — налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов. Налоговое законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране; — налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона; — налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, косвенные налоги не имели широкого распространения; — в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.), которые не существовали раньше; — налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной налоговой службы; — новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов; — при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие однократность налогообложения. В целом действующая налоговая система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечивать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества. Все это является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.
5. Налоговый кодекс РФ, его структура и характеристика.
Налоговый кодекс - собрание законов, законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие общественные отношения в области налогообложения. Налоговый кодекс РФ - основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления с налогоплательщиками, принятый на уровне верховной власти государства.
Общая цель НК - описать и дать исчерпывающее толкование всех нормативов, положений и терминов, касающихся налогообложения.
Налоговый кодекс состоит из 2 частей и 10 разделов. Первая часть кодекса введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др. первая часть включает следующие разделы: Раздел I. Общие положения, Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях , Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц , Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов , Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль, Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение , Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц .Вторая часть введена в действие с 1 января 2001 г. Она содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах. К федеральным налогам относятся НДС, акцизы, НДФЛ (введены одновременно со вступлением в силу второй части), налог на прибыль организаций и НДПИ (взимаются с 1 января 2002 г.), водный налог (уплачивается с 1 января 2005 г.). С 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался ЕСН (заменен взносами на конкретные виды страхования). Также в федеральный бюджет уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, госпошлина. Они взимаются соответственно с 2004 и 2005 гг. В число региональных налогов входят транспортный (введен в 2002 г.), на игорный бизнес и на имущество организаций (взимаются с 1 января 2004 г.). В период с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. также уплачивался налог с продаж. Единственный местный налог - земельный - был введен в 2005 г. С 2002 г. действует раздел о специальных налоговых режимах. Первоначально он содержал только положения о ЕСХН. Позже раздел дополнили главами об УСН и ЕНВД (применяются с 1 января 2003 г.), а также главой "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции". Вторая часть включает следующие разделы: Раздел VIII. Федеральные налоги , Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы , Раздел IX. Региональные налоги и сборы , Раздел X. Местные налоги.