Анализ чувствительности проекта
Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно следующие показатели:
- 1) внутренний коэффициент рентабельности (IRR);
- 2) срок окупаемости проекта (PBP);
- 3) чистая приведенная величина дохода (NPV);
- 4) индекс прибыльности (PI).
Формулы для расчета этих показателей приведены в теме 10.
Срок окупаемости рассчитывается двумя способами:
1. Сумма первоначальных инвестиций делится на величину среднегодовых денежных поступлений. Применяется, когда денежные поступления примерно равны по годам:
PBР = ∑ Io / PV,
где Io – первоначальные инвестиции;
PV – среднегодовые денежные поступления от проекта.
2. Из суммы первоначальных инвестиций нарастающим итогом вычитают денежные поступления до тех пор, пока их разница не станет равной нулю. Соответственно данный период и является сроком окупаемости инвестиций.
Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две группы: факторы, влияющие на объем поступлений; факторы, влияющие на объем затрат.
Как правило, в качестве варьируемых факторов принимаются следующие: физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса; продажная цена и тенденции ее изменений; переменные издержки и тенденции их изменений; постоянные издержки и тенденции их изменений; требуемый объем инвестиций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Метод планирования хозяйственной деятельности
2. Что такое бизнес-план?
3. Функции бизнес-плана: внутренние, внешние
4. Требования для составления бизнес-плана
5. Составляющие маркетинговой стратегии
Рекомендуемая литература:
1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
2)Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 345 с.
3) Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: “Ника-Центр”, 2008. – 543 с.
4) Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск: Предприниматель, 2010
5) Ермаков В.А. Как организовать свой малый бизнес. Алматы , 2008
6) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.
7) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с.
8) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm
Лекция 8. Основные разделы бизнес-плана, инвестиционного проекта туристского предприятия
Цель лекции:охарактеризовать разделы бизнес-плана,дать анализ внутренней среды предприятия и сегментированию рынка
Основные понятия:рынок, предпринимательство, планирование, бизнес-план,, план маркетинга, финансовый план, производственный план
План лекции:
1. Структура бизнес – плана предприятия
2. Анализ внутренней среды предприятия. Анализ структуры рынка и расчет емкости рынка
3. Сегментирование и расчет емкости рынка
4. Рыночные факторы туристского спроса
1. Структура бизнес – плана предприятия
Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной, она должна быть представлена в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана – необходимые условия для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы. Содержание глав должно соответствовать их названиям.
Информация должна быть достоверной, обоснованной и базироваться на документальных источниках и расчетах. Рекомендуется, чтобы в бизнес-плане была предусмотрена следующая структура:
1.Резюме.
2. Описание компании (организации).
3. Виды услуг.
4. Анализ рынка.
5. Маркетинговый план.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Финансовый план.
9. Экология и риски.
Для наиболее полного и яркого выражения целей создания бизнес-плана можно включать дополнительные разделы, если того требует проект.
Раздел 1. Резюме
Очень часто банкиры, фирмы, менеджеры получают десятки бизнес-планов в день. Поэтому цель резюме – дать сжатый (1–2 стр.) обзор делового предложения, способный привлечь внимание партнеров, инвесторов и стимулировать их к дальнейшему рассмотрению плана.
В резюме должны быть ответы на два вопроса: “Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам.
Раздел 2. Описание компании
Раздел лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, показать тенденции развития отрасли. Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.
В этом разделе дается основная информация по компании, которая должна включать: информацию о компании, ее руководстве, организационную структуру, экономические показатели деятельности, кредитную историю.