Системе управления персоналом организации
Вопросы
1 Планирование трудовых ресурсов в предпринимательской деятельности.
2 Методы проведения оценки деятельности персонала.
1. Кадровое планирование является важнейшим инструментом, используемым в управлении персоналом. Как составная часть всей системы планирования деятельности предприятия оно не может не испытывать на себе влияние изменений, происходящих при ориентации экономики на рыночные отношения.
Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. На рисунке 1.13 показано место кадрового планирования в системе управления персоналом организации.
Рисунок 1.13 – Место кадрового планирования в системе управления персоналом в организации
Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Людей привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех работников организации. Следует помнить, что кадровое планирование тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования организации. Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:
- сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
- каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
- как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
- каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения работ, требующих новой, более высокой квалификации, и поддержания их знаний в соответствии с запросами производства?
- каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Процесс планирования в сфере персонала можно структурировать по-разному. Если исходить из того, что планирование в общем и планирование персонала в частности является частью повторяющегося, процесса, то в качестве исходных можно рассматривать следующие шаги:
- определение намеченной к решению проблемы и постановка цели;
- сбор информации;
- нахождение и оценка отдельных альтернативньrх решений, а также комплекса альтернатив (определение мероприятий);
- реализация;
- контроль.
Исходным пунктом и основой любого планирования, а значит и планирования в сфере персонала, является, прежде всего, уточнение решаемых проблем, в результате чего удается сформулировать преследуемые цели. При определении целей в сфере персонала основной ориентир исходит из политики в отношении персонала. Важным предметом дискуссий по вопросам последней является, среди прочего, и соответствующая информационная основа, на базе которой определяются цели и мероприятия в сфере персонала.
Цель планирования - обеспечить фирму или компанию необходимой рабочей силой и определить неизбежные при этом издержки. Соответствующие мероприятия должны сопровождать процесс подготовки всех кадров - и рабочих, и руководящих работников, их адаптацию к условиям развивающего производства. Это вызывает, прежде всего, необходимость переноса центра тяжести в кадровом планировании к более качественному определению профессионально-квалификационных структур и состава кадров.
Процесс планирования кадров предусматривает ряд задач:
- определение общих целей на данный период (например, по условиям прогноза сбыта или выпуска продукции);
- приспособление этих целей к требованиям рабочей силы (человеко-час, человеко-день и т.д.) с учетом изменения производственного процесса, структуры продукции и т. д.;
- оценку уровня увольняемости из компании и прогноз величины замены;
- оценку эффективных изменений в рабочем времени, выходных для привлечения рабочей силы;
- определение места и времени возникновения дефицита рабочей силы;
- прогнозирование изменения спроса на рабочую силу за счет таких факторов, как новые технологии, повышение производительности, изменение рынков сбыта, условий национального и международного бизнеса;
- развитие рабочей силы, адаптацию скорости технологических, экономических и социальных изменений;
- координацию и управление всеми видами политики относительно рабочей силы.
В литературе и на практике понятия «кадровое планирование» и «кадровая политика» часто недостаточно четко разграничиваются. Кадровая политика как принятие фундаментальных кадровых решений становится планированием целей. В этом смысле кадровая политика или планирование целей часто приравниваются к долгосрочному стратегическому планированию кадров. Поэтому кадровые решения принципиального перспективного значения для организации всегда должны основываться на долгосрочном планировании. Таким образом, кадровое планирование начинается не после утверждения кадровой политики, а одновременно с ней.
В связи с тем, что управление персоналом охватывает комплекс разнообразных функций, процесс кадрового планирования расчленяется на ряд частных проблем.
Создание систематического и по возможности охватывающего все функции кадрового планирования имеет большое значение для работодателей и работополучателей, а также для государственных и региональных органов труда и занятости, для потенциальных наемных работников организации. В принципе при систематическом планировании должно сокращаться число ошибочныx решений в будущем, ибо благодаря высокой интенсивности планирования значительно увеличивается качество решений по сравнению с теми, которые принимаются импровизированно, исходя из сложившейся ситуации. При этом возможность ошибочных решений в кадровой сфере очень велика и их влияние на экономические и социальные цели может быть весьма весомым. С этой точки зрения на кадровое планирование возлагается основополагающая задача создания предпосылок для осуществления целей работодателя и работников организации.
Кадровое планирование имеет много измерений. Помимо временного подразделения на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное важным является подразделение планирования на стратегическое, тактическое и оперативное. Каждый из этих видов планирования имеет свои цели, мероприятия и потенциалы по группам функций каждой подсистемы системы управления персоналом. Эти измерения образуют иерархическую многомерную структуру кадрового планирования.
Цели должны планироваться систематически. Сюда относятся цели организации и цели ее персонала. При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также исходные принципы кадровой политики организации. Формирование целей в кадровой области происходит перманентно путем переговоров по широкому кругу вопросов, в которых участвуют все заинтересованные стороны с различным потенциалом власти. Плановым процесс целеполагания становится только тогда, когда он проводится с систематической последовательностью. Этапами процесса планирования целей являются: поиск целей, анализ целей и их ранжирование, оценка возможности реализации, выбор целей, реализация целей, контроль целей.
На ступени стратегического планирования речь идет о генеральных целях, которые затем конкретизируются в тактическом и оперативном планировании.
Планирование мероприятий охватывает инструментарий разработки программ, которые должны быть применены для реализации кадровых функций. Для планирования комплексных кадровых мероприятий по функциональным подсистемам при помощи инструментария проводится предварительный анализ системы производственных целей в области управления персоналом.
Планирование потенциала означает ориентацию кадрового планирования на выявление потенциала персонала для получения преимуществ в соревновании с конкурентами. Для определения кадрового потенциала проводится анализ, который определяет степень использования кадрового потенциала в будущем, а также его сохранение и развитие (в особенности стратегического). Планирование кадрового потенциала охватывает стратегическое развитие кадров и системы стимулирования, усиление участия сотрудников в управлении, структурирование труда сотрудников в управлении с целью мотивационного повышения групповой и индивидуальной ответственности, целенаправленный отбор кадров как концептуальный фундамент создания кадрового потенциала, достаточного для обеспечения функционирования организации. Планирование кадрового потенциала охватывает знания, способности и поведенческие установки, необходимые для выполнения будущих задач и приобретает все большее значение.
При стратегическом планировании речь идет о проблемно-ориентированном, долгосрочном планировании (на период от трех до десяти лет). Стратегическое планирование ориентировано в первую очередь на определенные проблемы. Оно в большой мере зависит от внешних факторов (например, от экономического, технологического, социального развития). Своевременное распознание главных тенденций развития, их качественная оценка являются существенными задачами стратегического планирования. Но при этом в стратегическое планирование должна включаться и информация о технической политике организации и долгосрочной производственной программе.
Стратегическое кадровое планирование является составной частью стратегического планирования организации, причем оно может быть более детализированным, чем остальные частные планы организации, которые влияют на кадровое планирование. Стратегические плановые решения являются, как правило, основополагающими и вследствие этого руководящими решениями, становясь основой для тактического планирования.
Под тактическим планированием можно понимать среднеориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (сроком от одного года до трех лет). Оно должно строго ориентироваться на цели, поставленные стратегическим кадровым планированием. Кадровые программы часто составляются и в соответствии с кадровой политикой организации реализуются средним руководящим звеном организации, например руководителем отдела кадров. В тактическом плане по сравнению со стратегическим кадровым планированием значительно детальнее и дифференцированнее фиксируются подробности кадровых мероприятий. Тактическое кадровое планирование может рассматриваться как своеобразный мостик между глобальным, долгосрочным, стратегическим кадровым планированием и оперативным планированием.
Оперативное кадровое планирование может быть охарактеризовано как краткосрочное (сроком до одного года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей. Оперативный план содержит точно обозначенные цели и конкретные мероприятия, направленные на достижение этих целей, а также выделяемые материальные средства с указанием их вида, количества и времени. Оперативные планы отличаются детальной проработкой подробностей, которые лучше поддаются контролю, чем глобальные стратегические планы. Их составление возможно только на базе точной информации, в большинстве случаев слабо поддающейся обобщению.
Оперативное планирование содержит следующие виды планирования:
- планирование потребности в персонале;
- планирование привлечения и адаптации персонала;
- планирование высвобождения или сокращения персонала;
- планирование использования персонала;
- планирование обучения персонала;
- планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения;
- планирование безопасности персонала и заботы;
- планирование расходов на персонал.
Планирование потребности в персонале - одно из важнейших направлений кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Схема планирования потребности в персонале приводится на рисунке 1.14.
Рисунок 1.14 - Схема планирования потребности в персонале
Как видно из определения, следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Эти виды потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
2 Оценка деятельности персонала проводится в целях выявления деловой квалификации, качества выполняемой работы и усиления ответственности за порученное дело. Основными критериями при проведении оценки служит квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении трудовых обязанностей. Оценка деятельности персонала способствует совершенствованию умений и навыков, поощрению отдельных работников и продвижению их по службе, проводится один раз в три года и обязательна для всех работников.
Согласно утвержденному на предпритятии положению оценке деятельности персонала подлежат руководители, специалисты и другие служащие, проработавшие в занимаемой должности не менее 3 лет. Не подлежат оценке беременные женщины. Срок проведения собеседования (интервью) на заседании аттестационной комиссии сообщается работнику заранее, но не позднее, чем за 10 дней. Состав аттестационной комиссии и график проведения оценки деятельности работника утверждается приказом директора по персоналу.
Оценка труда работников складывается из целого ряда показателей (критериев), которые приведены в таблице .
Таблица 2.6 – Показатели оценки деятельности персонала
1 категория - оптимальная (5) | 2 категория - повышающая (6-10) | 3 категория - понижающая (1-4) |
5 - умение выполнять работу в полном объеме и в установленные сроки. Строго соблюдать правила внутреннего распорядка. | 6 - более высокий и качественный уровень выполнения своих трудовых обязанностей в меньшие, чем требовалось, сроки с проявлением элементов новаторства. Отсутствие брака в работе. 7 - задания выполняются на более высоком профессиональном уровне, не требуются проверки. 8 - трудовая активность, направлен-ная на внедрение новых методов труда и производства. 9 - работа выполняется с гарантией, работник передает свой опыт молодежи. Может принимать самостоятельные решения. 10 - работы выполняется на высоком уровне, не требует проверки. Постоянно ведет поиск новых решений, направленных на снижение затрат на производство. | 4 - выполнение работы качественно, но в более длительные сроки или в установленные сроки, но со значительными нарушениями. Работа такого работника требует контроля со стороны руководства. 3 - выполнение работы под пос-тоянным контролем, отказ от освоения передовых методов в работе, иногда брак, уклонение от срочных заданий, пассивность в устранении недостатков. 2 - постоянный контроль за работой такого исполнителя. Нарушение дисциплины труда, правил внутреннего распорядка, режимов труда. 1 - постоянный контроль за работой. Серьезные нарушения трудовых обязанностей, правил техники безопасности. |
Для проведения оценки деятельности работника должна предшествовать подготовительная работа, которая заключается в заполнении оценочного листа и анкет экспертной оценки.
По результатам экспертной оценки деятельности специалиста аттестационная комиссия принимает решение: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности; и дает рекомендации: повысить в должности; направить на курсы повышения квалификации; установить надбавку к должностному окладу; зачислить в резерв на выдвижение; рассмотреть вопрос перевода на другую должность (с согласия работника).
Вышестоящий руководитель отвечает за соблюдение принципов объективности и единообразия при применении оценочных показателей.
Окончательное решение по оценке деятельности принимает аттестационная комиссия после проведения собеседования с работником, результаты заносятся в личную карточку работника.
Контрольные вопросы
1 Сущность кадровой политики
2 Место кадровой политики
3 Содержание работы по кадровому планированию
4 Процесс планирования в сфере персонала
5 Процесс планирования кадров
6 Проблемы процесса кадрового планирования
7 Измерение кадрового планирования
8 Стратегическое планирование кадров
9 Оперативное кадровое планирование
10 Цели оценки деятельности персонала
11 Показатели оценки деятельности персонала
Литература
[2] стр. 3123262
[10] стр. 177-192
[11] стр. 312-342