Пересмотр доктрины торгового баланса. Теория торговли и денег Д. Юма
Зарождение идеи о саморегулировании денежного обращения.В английской экономической мысли идея об экономическом равновесии, устанавливающемся без вмешательства государства, пробивала себе дорогу через пересмотр доктрины активного баланса. Негоциант Дадли Норт (1641 — 1691), имевший скверную репутацию высокопоставленного прислужника свергнутой королевской династии, оставшись после «Славной революции» не у дел, написал два трактата, один из которых — «Рассуждения о торговле» — был издан сразу после его смерти, а другой — «Соображения об Ост-Индской торговле» — через 10 лет (1701). Норт слыл малокультурным аристократом, но в своих предсмертных трудах сделал оригинальную попытку построения концепции денег методом логической абстракции на «ясных и очевидных истинах» механики. Проанализировав основные функции денег, Норт пришёл к выводу, что хотя внешняя торговля стимулирует богатство, т.е. «великолепие, изысканность и т.п.», её регулирование для притягивания большей денежной массы не имеет смысла, поскольку количество денег в стране зависит от потребностей товарооборота. Когда золота и серебра имеется в избытке, они переплавляются в предметы роскоши, когда их не хватает в обращении, золотые и серебряные вещи превращаются в звонкую монету. «Эти отливы и приливы денег регулируются сами по себе, без помощи со стороны политиков».
Номиналистическая и количественная теории денег.Первые годы ограниченной монархии в Англии сопровождались многообразием реформ и проектов, созданием новых экономических институтов (таких, как Банк Англии и Аллея обмена — по существу, биржа ценных бумаг, отделившаяся от Королевской биржи) и дискуссиями, в которых всё чаще звучали мнения о неправомерности отождествления богатства с драгоценными металлами. Так, например, прожектёр Джон Беллерс (1654—1725), призывая парламент к организации специальных предприятий для занятия бедных трудом (промышленным), подчеркивал, что «деньги полезны только для приобретения чего-нибудь более ценного»; «земля — главная основа, а регулярный труд — величайший множитель богатства — торговля только распределяет его, когда оно выросло».
Наметившийся подход к деньгам не как к самоцели, а как орудию-посреднику в обмене, породил две концепции природы денег, получившие название номиналистическойи количественной теорий денег.Сторонником первой выступил Николас Барбон(1650—1698),основатель компании страхования от пожаров. Он считал, что «деньги есть ценность, созданная законом», творение государственной власти. Обоснование количественной теории денег предпринял Дж. Локк. В трактате «Опыт о человеческом разумении» (1690) Локк проанализировал деньги как особый товар, отличный от всякого другого. Отличием является способность сохранять ценность: если прочие товары по своей природе потребляемы и потому нельзя особенно полагаться на богатство, состоящее из них, то деньги являются «неизменным другом» и представляют собой самую существенную часть движимого богатства нации. Поэтому умножение золота и серебра посредством активного торгового баланса необходимо.
Анализ особого характера денег Локк продолжил в двух памфлетах, написанных по поводу развернувшейся полемики о целесообразности законодательного установления английским парламентом верхней границы ставки ссудного процента для стимулирования торговли, поскольку пример опять-таки Голландии свидетельствовал о более успешном экономическом развитии при низкой процентной ставке, облегчающей кредит. Локк в «Некоторых соображениях о последствиях снижения процента и повышения ценности денег» (1691) и «Дальнейших соображения о повышении ценности денег» (1695) пришёл к выводу, что регулировать процентную ставку (ограничивая её 6% или 4%) смысла нет, поскольку не она определяет ценность денег, а их количество в пропорции к объёму товарооборота. Таким образом, деньги не имеют ценности сами по себе, но выступают как счётные единицы в товарообороте, и рост их количества ведёт к повышению уровню цен. Кроме того, в отличие от других товаров, отдельные единицы которых, повседневно обмениваемые на деньги, исчезают с рынка и заменяются другими единицами, денежные единицы продолжают обращаться с той или иной скоростью,увеличениекоторой равнозначно росту денежной массы. Количество денег относительно объёма продаж определяет естественную ценность денег, влияющую на ставку процента (а не зависимую от неё). Локк зафиксировал тенденцию снижения ставки ссудного процента вследствие притока серебра и золота из Америки, полагая, что и впредь количество звонкой наличности в мировом масштабе будет возрастать относительно объёмов торговли, позволяя странам с наибольшим денежным запасом к выгоде для себя снижать ставку процента.
Д. Юм: механизм денежного перелива и бесполезность меркантилистской политики.Если Локк, отрицая «внутреннюю ценность» денег, тем не менее всё же продолжал отстаивать доктрину торгового баланса, то философ и историк Дэвид Юм (1711—1777) в эссе «О деньгах» (1752) положил количественную теорию денег в опровержение целесообразности регулирования денежных потоков ради активного торгового баланса.
Если уровень цен определяется количеством денег (подразумеваемого как золотые и серебряные монеты) в стране, то рост денежной массы (в результате активного торгового баланса или добычи драгоценных металлов) ведет к росту внутренних цен. Но это означает удорожание отечественных товаров сравнительно с иностранными, и последние становятся привлекательными для импорта. Покупка заграничных товаров вызывает отток денег из страны. Уменьшение в ней денежной массы снижает внутренние цены и повышает конкурентоспособность отечественных товаров и объём экспорта, приток денег в страну возобновляется. Но тогда какой резон в искусственных мерах по привлечению золота и серебра в страну?
Выяснение механизма автоматической корректировки количества денег в торгующих странах за счёт роста/снижения внутренних цен легло в основу сравнения Юмом денег не с колесами торговли, а лишь со смазкой, благодаря которой движение колес становится более плавным и свободным.
Но Юм всё же не отрицал возможностей положительного воздействия роста денежной массы на национальное производство. Он отметил, что с увеличением количества денег цены сначала растут неравномерно: на одни товары больше, на другие меньше. Пока цены в целом не достигнут должного соответствия с возросшим уровнем денежной массы, удорожание отдельных товаров сравнительно с прочими стимулирует расширение выпуска этих относительно подорожавших товаров. «Увеличение количества золота и серебра благоприятно для промышленности только в этом интервале, или промежуточном состоянии, между притоком металлов и увеличением цен».
Этот эффект стимулирования производства благодаря изменению структуры цен вследствие роста денежной массы в «промежуточном» (краткосрочном) периоде, или эффект «впрыскивания наличности», был ранее Юма и обстоятельнее описан бизнесменом и теоретиком Р. Кантильоном в «Очерке о природе торговли» (1755). Но в силу обстоятельств, можно сказать, детективного характера сочинение Кантильона увидело свет 3 годами позже эссе Юма.