Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)

Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199, является преступлением небольшой тяжести.

Организации (юридические лица) уплачивают такие налоги, как

· налог на добавленную стоимость,

· акцизы на отдельные группы и виды товаров,

· налог на прибыль,

· единый социальный налог,

· налог на операции с ценными бумагами и ряд других.

К организациям, о которых говорится в ст. 199, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.).

Сумма налога, подлежащего уплате, начисляется плательщиками, как правило, самостоятельно, исходя из налоговой базы с учетом предоставленных льгот и установленных ставок налога. Срок уплаты устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому из налогов.

Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе.

Незаконный возврат законно уплаченного налога содержит признаки хищения, а не уклонения от уплаты налога. Другое дело — незаконный зачет якобы излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей налогоплательщика. Здесь имеет место уклонение от уплаты налога.

Уклонение от уплаты налогов следует считать оконченным не с момента представления организацией — плательщиком налога в соответствующий налоговый орган документов, содержащих недостоверные данные об объектах налогообложения, а с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Все предшествующие действия (внесение искажений в первичные документы бухгалтерского учета, представление декларации, содержащей ложные сведения в налоговый орган и т. п.) являются лишь приготовлением (покушением) к совершению преступления.

Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (ч. 1) или в особо крупном размере (п. "б" ч. 2), содержание которых раскрыто в примечании к ст. 199 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд.

Если итоговая сумма неуплаты будет превышать 1,5 млн. руб. или 500 тыс. руб., размер неуплаты считается крупным, правда, в последнем случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% от суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов.

Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов должна в пределах того же периода превышать 7,5 млн. руб. либо 2,5 млн. руб. при условии в этом случае, что доля неуплаты превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Субъект преступления. К ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены лишь те служащие организаций-плательщиков налогов любой организационно-правовой формы и формы собственности, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налога и сборов и представление их в налоговый орган, в том числе и организаций с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, компаний и фирм, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Такими лицами являются руководитель организации, главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции названных субъектов.

Однако Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления от 4 июля 1997 г. указал, что помимо руководителя организации-налогоплательщика, главного (старшего) бухгалтера или лиц, фактически выполняющих их обязанности, к ответственности по ст. 199 могут быть привлечены иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. При этом, как можно понять из текста постановления, имеется в виду их ответственность в качестве исполнителей, а не других соучастников преступления.

Должностные лица налоговых органов, умышленно содействовавшие уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за соответствующее преступление против интересов государственной службы (ст. 285, 290, 292) по совокупности.

Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199-1 УК РФ)

Федеральный закон 2003 г. дополнил УК РФ ст. 199-1, предусматривающей ответственность за неисполнение в личных целях обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются организации и (или) физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. Естественно, что уголовный закон усматривает ответственность только физических лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов.

Налоговый агент должен исчислить налог и произвести удержание суммы налога из тех денежных средств, которые предназначены для выплаты налогоплательщику; следовательно, статус налогового агента может возникнуть лишь у тех организаций и физических лиц, которые являются "источниками выплат доходов налогоплательщику":

работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.

Помимо налоговых агентов законодательством предусмотрены и сборщики налогов и (или) сборов (ст. 25 Налогового кодекса) — государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указания Налогового кодекса прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет (например, суды, органы исполнительной власти местного самоуправления, органы записи актов гражданского состояния — в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий). Однако в ст. 199-1 УК говорится об ответственности только лиц, выполняющих обязанности налоговых агентов.

Объективная сторона преступления состоит в совершении в крупном размере хотя бы одного из указанных в законе деяний:

· неисполнение обязанностей по исчислению налогов;

· неисполнение обязанностей по удержанию налогов;

· неисполнение обязанностей по перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Крупный размер деяния определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК).

Субъектами преступления являются лица, в силу занимаемой должности или возложенной обязанности исполняющие функции налоговых агентов по начислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Преступление совершается с прямым умыслом. При этом виновное лицо руководствуется личными интересами, которые могут иметь корыстный характер или быть связанными с побуждениями сугубо личного характера (например, родственные чувства).

Квалифицированным видом является невыполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (ч. 2 ст. 1991 УК), который определяется суммой неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов, превышающей 1 млн. руб.

Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное за вознаграждение материального характера, квалифицируется по совокупности ст. 199-1 и 290 либо 204 УК.

Неисполнение обязанностей налогового агента и последовавшее противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение с корыстной целью денежных средств, подлежавших перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), квалифицируется по совокупности ст. 1991 и 159 (160) УК.

Неисполнение обязанностей налогового агента является преступлением небольшой тяжести, а его квалифицированный вид — тяжким преступлением.

Наши рекомендации