Модуль II. Рынок и основы поведения потребителя
Понятие рынка. Общественное разделение труда, сравнительные преимущества, обмен, автономия хозяйствующих субъектов в принятии решений как условия возникновения рыночного хозяйства. Трансакционные издержки и границы рынка.
Субъекты рынка: домашние хозяйства, бизнес, правительство, заграница.
Понятие экономического и неэкономического блага. Товар.
Конкуренция и ее виды.
Экономические блага и их классификации. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Кругообороты благ и доходов.
Возникновение и эволюция денег. Деньги и экономия трансакционных издержек.
Спрос, предложение, конкуренция. Кривые спроса и предложения. Алгебраическое выражение функций спроса и предложения. Факторы смещения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Закон предложения и закон спроса.
Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
Понятие эластичности. Эластичность спроса по ценам. Факторы эластичности. Коэффициент эластичности. Перекрестная эластичность спроса по ценам. Эластичность спроса по доходам. Эластичность предложения по ценам. Фактор времени и мобильности экономических ресурсов при характеристике эластичности предложения. Показатели эластичности.
Потребительский выбор в условиях совершенной конкуренции. Кардиналистская концепция полезности. Спрос и убывающая предельная полезность. Первый и второй законы Госсена.
Ординалистская концепция полезности. Бюджетное ограничение. Кривая безразличия потребителя. Предельная норма замещения. Условия равновесия потребителя.
Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу и по Слуцкому. Нормальные и низкокачественные (низшие) товары. Товар Гиффена. Кривые Энгеля. Излишек потребителя в условиях совершенной конкуренции.
Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины.
Излишки потребителя и производителя. Теории поведения производителя и потребителя.
Конкурентное предложение и издержки производства. Альтернативные издержки фирмы (явные и неявные). Невозвратные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Издержки и нормальная прибыль. Постоянные и переменные издержки. Валовые, предельные, средние издержки. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба и издержки фирмы. Валовые выручки и издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.
Валовой и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Излишек производителя. Условие равновесия фирмы-совершенного конкурента (в краткосрочном и долгосрочном периоде). Максимизация прибыли и минимизация убытков. Квазирента.
Понятие предельной фирмы. Излишек потребителя, излишек производителя и взаимовыгодность обмена.
Отдача от масштаба производства. (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Власть над ценой со стороны производителя в условиях рыночных структур несовершенной конкуренции (чистой монополии, дуополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта). Понятие «ценополучателя» и «ценоискателя». Открытая, закрытая, естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополия.
Барьеры входа и выхода (в отрасли).
Цена, предельный доход и валовой доход в условиях несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Излишек потребителя и излишек производителя при несовершенной конкуренции. Проблема «мертвого убытка»( чистые потери от монополизации). Индекс Лернера как измеритель монопольной власти. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.
Особенности ценообразования в условиях естественной монополии.
Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимозависимость. Теория игр при объяснении олигополистического поведения. «Дилемма заключенного». Ломаная кривая спроса, картель, ценообразование по принципу «издержки плюс», лидерство в ценах и другие формальные модели олигополии. Неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта: степень монопольной власти, потери и выигрыш для потребителя. Монопсония: власть над ценой со стороны покупателя. Симметрия в положении монополиста и монопсониста.
Антимонопольное регулирование.
Сравнительное преимущество.
Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации («рынок лимонов»). Неопределенность и риск. Измерение риска (объективная и субъективная вероятность, ожидаемое значение). Отношение людей к риску: противники риска, нейтральные к риску, склонные к риску. Концепция ожидаемой полезности при объяснении различного отношения людей к риску. Способы снижения риска (диверсификация, объединение риска, распределение риска и др.). Страхуемые и нестрахуемые риски. Страхование в бизнесе и других областях человеческой жизнедеятельности.
Механизм уменьшения асимметричности информации: рыночные сигналы и гарантии.
Технологический и институциональный подход при объяснении природы фирмы.
Трансакционные издержки и функционирование фирмы. Виды ресурсов, или активов (общие, специфические, интерспецифические). Основные типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Проблема оппортунистического поведения при анализе контрактных отношений. Проблема «принципал-агент». Фирма как особая форма организации контрактов.
Понятие организации. Классификация организаций. Внешняя и внутренняя среда.
Диверсификация, концентрация и централизация производства.
Организационные формы бизнеса: индивидуальное владение, партнерство, корпорация и др. Преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса.
Общественные потребности и оптимальный размер фирмы. Малые, средние, крупные фирмы, их функциональная роль в рыночном хозяйстве.
Открытие и закрытие организаций. Санация и банкротство.