Особенности банкротства ИП. Последствия признания ИП банкротом

Дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом.

Дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами.

При применении процедур, применяемых в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;

3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

Монополия означает:

1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;

2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;

3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

В юридической литературе выделяют:

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

Типы монополии:

1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Различают:

1)монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

2)монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).

Законом также запрещены соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;

2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;

3) раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;

4) ограничение доступа на рынок (устранение с него других хозяйствующих субъектов);

5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.

Наши рекомендации