Методические рекомендации преподавателям
К семинарским занятиям
Преподавателю следует помнить, что семинарские занятия органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель заключается в углублении и закреплении знаний, применении теоретических знаний для решения практических задач, привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, воспроизведение предметного содержания профессиональной деятельности.
В настоящее время можно выделить основные функции семинара:
1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны студентов, закрепляет и расширяет знания.
2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов.
3. Функции контроля уровня знаний студентов и качества их самостоятельной работы.
Подготовка семинара
Подготовка студентов к семинару практически начинается с лекции.
Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга несколькими днями. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу.
Обычно на семинарское занятие выносятся 3-4 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще тема доклада (если семинар проводится с докладом).
Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара.
Темы докладов должны быть посвящены актуальным теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.
Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы.
Большую помощь студентам при подготовке к семинару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика.
Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая студентов на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному изучению.
Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов.
Примерно за 2-3 дня до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2 студентов, либо группу студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы.
Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным студентам заблаговременно готовить специальные выступления по сложным вопросам. Например, по теме № 8 можно рекомендовать такую тему: «Проблемы, связанные с незаконным вывозом детей из одной страны в другую». Можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.
Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой студентов и планомерная помощь им в подготовке семинара.
Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют методические секции: на них преподаватели коллективно обсуждают вопросы содержания и методики каждого занятия.
Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы.
Кроме того, в методических разработках необходимо предусмотреть воспитательные моменты, дополнительную научную и учебную литературу для студентов и преподавателей; определить примерный расчет времени, указать, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия.
В случае необходимости отдельные вопросы методики проведения семинарского занятия можно рассмотреть на заседаниях кафедры.
Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке семинарского занятия.
Подготовка к семинару:
1. Групповая установочная консультация:
- время проведения;
- ее основное содержание;
- дополнительная литература.
2. Индивидуальные консультации (вызов курсантов для ознакомления с подготовкой к семинару и оказания им помощи).
3. Работа с докладчиком:
- беседа о плане доклада;
- рекомендация литературы;
- обсуждение основных положений содержание,
- контроль и оказание помощи.
4. Просмотр документального, учебного фильма и другие мероприятия в помощь предстоящему семинару.
5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий.
6. Связь с учебными группами студентов.
План проведения семинара
1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.
2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.
3. План или тезисы вступительного слова:
- значение темы;
- задачи семинара;
- важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;
- порядок работы семинара и т.д.
4. Дополнительные вопросы к плану семинара:
- дается перечень вопросов.
5. Организация работы студентов на семинаре:
- кому предоставить слово в первую очередь;
- кого и когда вызвать для контроля.
6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.
7. Заключительное слово:
- оценка семинара в целом;
- оценка доклада;
- разбор выступлений студентов;
- освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов;
- вывод по теме.
Особое внимание преподавателю в ходе проведения семинара следует уделить элементам педагогического менеджмента.
Как проводить семинар
1. Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя.
Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации.
Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы.
Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты.
Нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опытом.
Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.
Выясняет, все ли студенты готовы к занятию.
2.После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов.
Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических и политических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия.
Продолжительность доклада: 5-10 минут.
Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.
Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес студентов, ослабляет контакт с докладчиком, мало помогает выработке навыков публичных выступлений.
3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.
- Следите за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара.
- Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.
Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение.
4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым.
На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному рассмотрению:
- вокруг доклада развертывается дискуссия;
- преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.
На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.
5. Организация обсуждения вопросов плана семинара.
- Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся в плане семинарского занятия. Это наименее удачная форма, так как:
- отсутствует система в обсуждении;
- слушатели не приучаются к логическому мышлению;
- принижается роль преподавателя.
Более приемлем другой порядок проведения, когда, не обсудив один вопрос, слушатели не переходят к обсуждению другого.
Для того чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать студентов, степень их подготовки, особенности каждого.
Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку.
Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает.
С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.
В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.
Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.
Иногда студенты выступают по заранее «облюбованному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что обучаемый готов и по всем другим вопросам семинара.
6. Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении студентов допустимо и оправдано в случаях, когда надо сразу же поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.
Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно. Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.
7. Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей.
Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.
8. В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы.
Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.
9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными студентами, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.
10. Активное использование ТСО, наглядных пособий.
11. Заключительное слово преподавателя должно содержать:
- характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;
- анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов;
- всесторонний анализ доклада;
- рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать их с жизнью;
- учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;
- оценку самостоятельности разработки доклада.
При разборе выступлений надо вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;
- указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления;
- правильно ли ставились вопросы докладчику;
- несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.
Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса.
Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения.
Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом.
При разборе выступления недопустимо распекание выступавших, унижение их достоинства.
Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.