Внешние источники финансирования текущей деятельности предприятия. Эмиссия ценных бумаг

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, т.е. заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств.

Финансовое равновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.

Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.

Эмиссия ценных бумаг — выпуск ценных бумаг в обращение, в т.ч. продажа ценных бумаг их первым владельцам — гражданам, или юридическим лицам.

Эми́ссия це́нных бумаг — установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Стандартная эмиссия ценных бумаг предполагает следующие этапы:

· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

· утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

· государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг (передачу ценных бумаг первичным владельцам);

· государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В ряде случаев процедура эмиссии ценных бумаг может отличаться от стандартной. Так, например, при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, процедура эмиссии ценных бумаг выглядит следующим образом:

· принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг;

· утверждение решения о выпуске и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

· одновременная государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

За злоупотребления при эмиссии ценных бумаг в Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

Цель эмиссии — это привлечение необходимых денежных средств.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется эмитентами с одной из следующих целей:

· Формирование первоначального уставного капитала при учреждении акционерного общества;

· Увеличение уставного капитала акционерного общества;

· Консолидация или дробление ранее выпущенных ценных бумаг;

· Реорганизация акционерного общества или иных форм юридических лиц (при преобразовании в акционерное общество);

· Изменение объема прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами хозяйственного общества;

· Пополнение собственного капитала (привлечение незаёмных инвестиций);

· Привлечение заёмных инвестиций.

Привлечение банковских кредитов. Основные виды банковского кредита. Заключение кредитного договора с банками.

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА

[bank loans drawing policy] — часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.

Разработка политики привлечения банковского кредита предусматривает:

1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные формы банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей предприятия в заемных средствах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования вытекают из общих целей привлечения заемного капитала (см. "политика привлечения заемных средств").

2. Определение соотношения различных видов банковского кредита, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе. Базу определения такого соотношения составляет общая потребность предприятия в кратко- и долгосрочном заемном капитале.

На первом этапе расчетов определяется какой объем потребности предприятия в краткосрочном заемном капитале может быть удовлетворен за счет альтернативных источников (товарного кредита, прироста внутренней кредиторской задолженности, краткосрочных небанковских кредитов и т.п.) и соответственно выявляется потребность в краткосрочном банковском кредите.

На втором этапе расчетов аналогичные вычисления проводятся с целью выявления потребности в долгосрочном банковском кредите (альтернативными источниками в этом случае могут служить долгосрочные небанковские ссуды, эмиссия облигаций и т.п.).

На третьем этапе в рамках потребности в кратко и долгосрочном банковском кредите определяются , конкретные виды привлекаемого банковского кредита и их соотношение (см. "банковский кредит").

3. Изучение и оценка коммерческих банков — потенциальных кредиторов предприятия. В процессе такого изучения исходя из видов кредитов формируется перечень банков, которые могут предоставить предприятию кредиты намечаемых видов. В результате составления этого перечня осуществляется оценка банков (такая оценка проводится лишь по привлекательности кредитной политики банка — рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям его деятельности, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке).

4. Сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков. Основу такого сопоставления составляет расчет показателя "грант—элемент" ? ранжирование банков по этому показателю (по сопоставимым видам банковского кредита).

5. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Так как банковский кредит представляет собой один из наиболее дорогих видов привлекаемого заемного капитала, обеспечению условий эффективного его использования должно уделяться первостепенное внимание. Уровень рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых привлекается банковский кредит, должен превышать уровень кредитной ставки.

6. Обеспечение контроля за текущим обслуживанием банковского кредита. Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной и полной уплате процентов по нему в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров. Эти платежи включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.

7. Обеспечение своевременного и полного возврата основной суммы долга по банковским кредитам.

Разработанная предприятием политика привлечения банковского кредита должна корреспондировать по основным своим параметрам с соответствующими параметрами кредитной политики банков в условиях сложившейся конъюнктуры финансового рынка.

Наши рекомендации