Налоговая служба Республики Беларусь
Налоговая служба Республики Беларусь — совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.
Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти — парламент, аппарат президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией Республики Беларусь рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.
Оперативное управление процессом налогообложения в нашей стране возложено на Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.
Финансовые органы на местах занимаются конкретным вопросами налогообложения:
· совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;
· принимают меры по укреплению налоговой дисциплины, своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;
· формируют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов;
· в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях;
· совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов;
· получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса.
На структурное подразделение Министерства финансов Республики Беларусь (Главное государственное казначейство) возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.
На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:
· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;
· подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
· участие совместно с Министерством финансов Республики Беларусь в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;
· постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;
· разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговые инспекции на местах имеют право:
· проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;
· проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;
· получать от налогоплательщика необходимые объяснения, правки, сведения по вопросам проверок;
· бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц;
· при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены;
· вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;
· обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;
· приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
· требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;
· проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
· применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства Республики Беларусь;
· возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;
· предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий.
Налоговые инспекции обязаны:
· действовать в строгом соответствии с законодательством (налоговым и бюджетным) Республики Беларусь;
· осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды;
· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
· предъявлять требования по уплате налогов, а в случае их неисполнения применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований;
· проводить проверки налогоплательщиков;
· ежемесячно представлять финансовым органам и органам государственного казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
· осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени;
· сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах,
· выполнять другие обязанности по закону.
Налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за неправильные решения, действия или бездействие. Ущерб, причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего исполнения налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, должностные лица и работники налоговых служб несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за вред, причиненный налогоплательщику.
В целом объем работы налоговых служб огромен и продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложения, интенсивным ростом количества налогоплательщиков.
За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Специалисты из службы Комитета государственного контроля Республики Беларусь вправе в установленном порядке налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, и при необходимости осуществлять в полном объеме проверки, оформляя их актами. Таким образом, они выполняют функции правоохранительных и налоговых органов одновременно. При выявлении сокрытия доходов от налогообложения они привлекают нарушителей к уголовной или административной ответственности (в зависимости от размеров сокрытия).
Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) — дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет. В пятидневный срок после открытия счета налоговый орган должен быть оповещен об этом. Если банк нарушает данное требование, то его руководитель привлекается к административной ответственности. При обнаружении фактов повторного невыполнения банком установленного порядка открытия налогоплательщику счетов налоговые органы уведомляют об этом Национальный банк Республики Беларусь. Указанные факты являются основанием для принятия решения о ликвидации банка и взимании полученных им доходов в пользу государства.
Получив от налогоплательщика платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет, банки обязаны исполнить его в первоочередном порядке. В случае неисполнения (задержки исполнения) банками платежных поручений по перечислению налогов в бюджет и во внебюджетные фонды с учреждений банков взимается пеня с неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Если на расчетном или иных счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства в рублях или их недостаточно, но они имеются на текущем счете иностранной валюты, то банки обязаны принимать меры к исполнению в бесспорном порядке поручения налоговых и таможенных органов по взиманию платежа в иностранной валюте, эквивалентного сумме, указанной в рублях [9, с. 80].