Лицензирование предпринимательской деятельности

Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. В настоящее время, специального закона, содержащего запрещенные виды деятельности не существует. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию). Лицензия представляет собой официальный документ, содержащий специальную санкцию (разрешение) уполномоченного органа исполнительной власти и свидетельствующий о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Законодательство о лицензировании носит общий характер по регулированию лицензионной деятельности субъектов хозяйствования, к таковым относятся:

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица»;

- Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии).

Лицензирование специальных видов деятельности, например деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О страховании» и др. [49].

Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).

В Перечень лицензируемых видов деятельности входят порядка 150 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов. В качестве примера можно при вести медицинскую деятельность, законодательство нам указывает на порядка 300 подвидов медицинской деятельности, которые подлежат лицензированию.

Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности. Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 существует около 50 органов выдающих лицензии. Это министерства, государственные комитеты, иные ведомства, местные исполнительные и распорядительные органы, а также подчиненные Правительству Республики Беларусь объединения (учреждения), такие как, Белорусский Союз предприятий бытового обслуживания, Белорусский государственный энергетический концерн и другие. Лицензии на осуществление операций в банковский и иной связанной с этой деятельностью, выдает Национальный банк Республики Беларусь.

Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со статьей 70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия [13].

Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь от 3 июля 1993 г. «О страховании»)[49].

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах»)[30].

Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно. Следовательно, если гражданин имеет лицензию на определенный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию. Однако следует иметь ввиду что, некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не требует гражданину регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность, фармакология и другие.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.

Порядок и условия получения лицензии установлены в «Положении о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности».

Общий порядок получения лицензии устанавливается для субъектов зарегистрированных на территории Республики Беларусь в качестве таковых, а также для субъектов осуществляющих на этой территории свою хозяйственную деятельность. Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

заявление установленного образца;

копии учредительных документов или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии.

При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Однако, орган выдающий лицензии, может назначить экспертизу для проверки деятельности субъекта хозяйствования, которая проводится за счет заявителя, в порядке предусмотренном Министерством финансов Республики Беларусь. В случае назначения экспертизы, максимальный срок принятия решения о выдаче лицензии не должен превышать 60 дней. Субъекту хозяйствования в 5-дневный срок после принятия решения должна быть выдана лицензия.

Срок действия лицензии устанавливается органом, выдавшим ее, но этот срок не может превышать 5 лет. В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд или хозяйственный суд по месту нахождения лицензирующего органа. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.

Лицензия представляет собой документ строгой отчетности, в котором содержатся следующие реквизиты:

наименование органа, выдавшего лицензию;

наименование и адрес субъекта хозяйствования или фамилия, имя, отчество гражданина осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

наименование вида деятельности, на который выдана лицензия;

особые условия и правила ее осуществления;

регистрационный номер лицензии;

дата выдачи и срок действия.

Лицензия оформляется в двух экземплярах, один из них передается заявителю, а другой остается у органа, выдавшего ее, заверяется печатью соответствующего лицензирующего органа. К лицензии может прилагаться лицензионная карта, в качестве приложения, если у субъекта осуществляющего лицензируемый вид деятельности имеются филиалы или представительства. Если субъект хозяйствования желает заниматься несколькими видами деятельности, то он должен получить на каждый из них индивидуальную лицензию. Плата за выдачу лицензии определена общими положениями о выдаче лицензий. Для различных видов деятельности органы, выдающие лицензии, могут устанавливать различные ставки за выдачу лицензии.

Действие лицензии прекращается в следствие:

- истечения срока ее действия;

- ликвидации (реорганизации) юридического лица;

- смерти физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Существуют такие понятия, как приостановление и аннулирование (принудительное прекращение) действия лицензии выданной субъекту хозяйственной деятельности.

Приостановление действия лицензии означает, временное лишение субъекта хозяйствования, права осуществлять указанный вид деятельности, что может последовать за допущенные нарушения в деятельности субъекта хозяйствования, до особого распоряжения лицензирующего органа о возобновлении ее действия. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению органа, выдавшего ее, либо по представлению органов, осуществляющих надзор за деятельностью субъектов хозяйствования. Действие лицензии может приостанавливаться до устранения допущенных нарушений или на определенный срок. Этот срок в общих правилах не предусмотрен, здесь необходимо руководствоваться законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, например, срок приостановления действия лицензии на оказание риэлтерских услуг не может превышать 3 месяцев. Срок приостановления действия лицензии засчитывается в общий срок действия лицензии и не может превышать его. Лицензирующий орган вправе, без приостановления действия лицензии, также дать предписание субъекту хозяйствования об устранении нарушений.

Аннулирование действия лицензии означат, что возобновить ее действия субъект хозяйствования может лишь в случае ее последующего получения в общем порядке. Однако это не означает, что он может на следующий день после ее аннулирования вновь получить лицензию. Законодательством, в зависимости от вида лицензируемой деятельности, устанавливаются репрессивные сроки, в течение которых субъект, нарушивший правила осуществления соответствующего вида деятельности, лишается права на получение новой лицензии. Аннулирование происходит вследствие повторных или грубых нарушений лицензируемого вида деятельности, а также без предупреждения орган, выдавший лицензию, может аннулировать ее, если результатом деятельности субъекта хозяйствования возникнет опасность аварий, катастроф, угроза гибели людей или нанесение ущерба их здоровью, другие тяжелые последствия.

После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу выдавшему ее.

Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):

- ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;

- признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.

Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [44].

Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает статья 154 Кодекса. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных заработных плат, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.

Статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, который в 250 и более раз превышает размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления [19].

Наши рекомендации