Договор перевозки пассажира
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Правовое регулирование. Перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также нормы транспортных уставов и кодексов (ВК РФ, КТМ РФ, КВВТ РФ, УАТ РФ, УЖТ РФ).
Перевозки пассажиров могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т.д.).
Существенным условиемдоговора перевозки пассажира является его предмет: действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа – также указанного багажа и, кроме того, действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.
В литературе высказано мнение, что к существенным условиям данного договора следует отнести срок и цену договора. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.
Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным (услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату), консенсуальным (считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета), а договор перевозки транспортом общего пользования – публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией.
В юридической литературе ставится вопрос о том, является ли обязательство по перевозке багажа самостоятельным договором либо оно носит дополнительный (факультативный) характер по отношению к обязательству по перевозке пассажира. Содержащееся в законе определение договора перевозки пассажира и тот факт, что сдача пассажиром багажа производится в рамках заключенного им договора перевозки пассажира, дают основания считать обязательство по доставке багажа дополнительным по отношению к обязательству по перевозке пассажира, которое к тому же (в отсутствие багажа) может и возникнуть. При этом от багажа необходимо отличать ручную кладь (каютный багаж и т.п.), которая следует вместе с пассажиром и не занимает отдельного места в пределах установленных норм.
Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного судна – это «гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта» (п. 3 ст. 61 ВК РФ). Согласно ст. 3 КВВТ РФ перевозчик – это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения». Согласно ст. 8 КТМ РФ в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец, т.е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Согласно ст. 2 УЖТ РФ «перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».
Таким образом, законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика как юридическому лицу, так и гражданину. Однако, поскольку деятельность по осуществлению перевозок пассажиров в данном случае носит систематический характер и осуществляется за плату, т.е. является предпринимательской, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.
В ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозке транспортом общего пользования, говорится только о коммерческой организации и ничего не сказано об индивидуальном предпринимателе как о перевозчике. Так, согласно п. 1 ст. 789 «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке». Представляется, что в этот перечень подлежат включению не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.
Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Кроме того, перевозочная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным. Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).
Пассажир как потребитель, помимо норм статей ГК РФ, пользуется правами, предоставленными ему в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами.
Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Условия договора перевозки пассажира могут быть определены в проездном билете, опубликованы в средствах массовой информации, размещены в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов либо заменяющих их абонементов, жетонов и иных аналогов. Гражданин, покупая соответствующий жетон и т.п., заключает договор перевозки, присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира.
Права и обязанности сторон. Одним из прав пассажира, купившего билет, является его возможность в любое время отказаться от договора перевозки пассажира. При этом в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются условия и порядок возврата уплаченной суммы, а также ее размер (ст. 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 183 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 108 ВК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет также права провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 22 – 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 106 ВК РФ).
Основной обязанностью пассажира является внесение платы за проезд и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров, багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Помимо внесения платы за проезд и провоз багажа, пассажиры имеют еще ряд обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством и связанных, в частности, с необходимостью соблюдения общественного порядка, санитарных норм и других формальностей, необходимостью сохранять билет и багажную квитанцию и в целом соблюдать правила перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта.
Перевозчик имеет право на получение платы за проезд и провоз багажа. В определенных случаях перевозчик в одностороннем порядке вправе прекратить договор перевозки пассажира. В частности, согласно ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если: пассажир нарушает паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требования в части, касающейся воздушной перевозки; пассажир отказывается выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими требованиями, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; а также в других указанных в ст. 107 ВК РФ случаях. Отказ перевозчика от договора морской перевозки пассажира, а также одностороннее изменение условий такого договора возможны в соответствии со ст. 184 и 185 КТМ РФ. Прекращение или изменение договора перевозки пассажира по внутренним водным путям по инициативе перевозчика предусмотрено ст. 101 КВВТ РФ.
Что касается обязанностей перевозчика, то прежде всего перевозчик должен предоставить пассажиру всю необходимую информацию о предстоящей перевозке, в том числе информацию, связанную с временем отправления и прибытия транспортного средства.
Другой основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок. Перевозка транспортом общего пользования осуществляется по расписанию, в котором указаны сроки начала и окончания перевозки. Сроки отправления и доставки пассажира указаны также в его проездном билете.
Перевозчик обязан обеспечить своевременную подачу транспортных средств для посадки пассажиров. Обязанностью перевозчика является также предоставление пассажиру места, указанного в его билете. В договоре перевозки пассажира городским общественным пассажирским автомобильным транспортом пассажиру предоставляется вместимость транспортного средства, при этом конкретное место размещения пассажира не согласовывается сторонами.
Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров.
Кроме того, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру комплекса услуг, оплаченных при покупке билета, а также дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.
Ответственностьза неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон. Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер.
В соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. При этом перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом в общем виде размер ущерба, причиненного при перевозке багажа, определяется по правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Указанная ответственность определяется по правилам гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.[12].