Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевез­ти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа(ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира заключается устно (при предвари­тельной продаже билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пас­сажиров в транспорт). Доказательством заключения договора явля­ется пассажирский билет. Его, однако, нельзя рассматривать в каче­стве письменной формы договора, поскольку он не подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной сделки.

Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе льготные).

При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд определяется по счетчику.

На городских видах транспорта (за исключением такси) для удоб­ства пассажиров продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского транспорта или несколькими. Приобрете­ние такого билета еще не означает заключения конкретного догово­ра перевозки пассажира хотя бы потому, что перевозчик (транспорт­ное предприятие) не индивидуализирован.

Конкретный договор перевозки считается заключенным в мо­мент посадки пассажира на транспорт.

Пассажир поезда, судна, автобуса (кроме городского и пригород­ного сообщения) имеет право требовать предоставления ему опре­деленного, обозначенного в билете места. При пользовании город­скими видами транспорта, а также в пригородном сообщении пасса­жир вправе занять любое свободное место.

Если указанное в билете место занято другим лицом, пассажир имеет право потребовать предоставления ему другого места, хотя бы и более высокой категории, без дополнительной оплаты. При предо­ставлении с согласия пассажира места более низкой, по сравнению с указанной в билете, категории ему возвращается разница в стоимос­ти билета (ст. 94 ТУЖД, ст. 111 УВВТ, ст. 82 УАТ).

Пассажир может бесплатно провезти с собой одного ребенка в возрасте до пяти лет (городскими видами транспорта — до семи лет, на воздушном судне до двух лет), если он не занимает отдельного места (ст. 92 ТУЖД, ст. 106 ВК РФ, ст. 81 УАТ). На детей старше этого возраста до достижения ими 10 лет (на воздушном транспор­те — до 12 лет) приобретаются льготные (со скидкой) детские биле­ты с предоставлением им отдельных мест. На городских видах транс­порта стоимость билета одинакова для детей и взрослых.

Бесплатно провозится пассажиром ручная кладь, т.е. вещи, по своим размерам не стесняющие других пассажиров и не более уста­новленного веса (на железнодорожном транспорте, например, до 36 кг). Не допускается перевозка предметов, загрязняющих транспорт и одежду пассажиров, а также таких, которые создают угрозу без­опасности движения и здоровью пассажиров (огнеопасные, взрыв­чатые вещества).

На воздушном транспорте в целях обеспечения безопасности полетов установлен досмотр пассажиров, ручной клади, багажа. Он производится в аэропорту, а при необходимости — на воздушном судне, находящемся в полете. При отказе пассажира в аэропорту от досмотра перевозчик расторгает с ним договор и возвращает плату за перевозку (ст. 85 ВК РФ).

Пассажир вправе сделать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток, а в случае болезни — на больший срок. В любое время до отхода поезда (автобуса, судна) пассажир может отказаться от поездки. При отказе от договора не позднее установленного на данном виде транспорта срока (на желез­нодорожном — за четыре часа; на автомобильном — за два часа) до отправления соответствующего транспортного средства пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом сбора за предваритель­ную продажу билетов, и пятьдесят процентов стоимости плацкарты (ст. 92 ТУЖД); при отказе от договора позднее этих сроков, но до отправления — с удержанием, кроме суммы сбора за предваритель­ную продажу билетов, определенного процента от стоимости билета (на воздушном транспорте, например, не более 25% — ст. 108 ВК).

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий. Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной пере­возки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздуш­ного судна при отправке или полете.

Транспортные предприятия несут ответственность за вред, при­чиненный здоровью пассажиров. Порядок, размер, основания такой ответственности определяются по правилам внедоговорной ответст­венности, т.е. по нормам гл. 59 ГК РФ.

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пасса­жиром транспортному предприятию порчей, повреждением обору­дования и иного имущества перевозчика, когда транспортным зако­нодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязан­ности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохран­ность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пас­сажир докажет его вину (действует презумпция невиновности — ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность на­ходившихся при пассажире вещей конструируется как ответствен­ность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умыс­ла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохран­ность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходи­мости— применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить без­опасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохран­ность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления — в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж — вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по про­ездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть пред­метом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверя­ющим заключение данного договора, является багажная квитанция.На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с бага­жом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пас­сажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кроме такси). Уплата за перевозку багажа под­тверждается билетом на багаж.

На воздушном транспорте провоз багажа оплачивается по весу, если он превышает установленные перевозчиком нормы бесплатно­го провоза багажа (п. 1 ст. 103 ВК РФ).

Перевозчик обязан доставить багаж в срок, который определяет­ся временем движения поезда, теплохода, автомобиля до пункта назначения. По истечении 10 суток с момента, когда багаж должен прибыть к пункту назначения, пассажир вправе считать его утрачен­ным и требовать возмещения стоимости (ст. 101 ТУЖД, ст. 1-39 УАТ). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает пас­сажиру штраф в размере от 10 до 50% провозной платы (ст. 138 УАТ). На воздушном транспорте размер штрафа аналогичен штра­фу за просрочку доставки груза, на железнодорожном — взимаются пени в размере трех процентов за каждые сутки просрочки, но в пределах платы за проезд (ст. 127 ТУЖД).

Ответственность за несохранность багажа, как и за несохран­ность груза, ограничена его стоимостью.

Размер ответственности перевозчика за утрату и недостачу бага­жа зависит от того, была ли объявлена его ценность. Транспортное предприятие возмещает убытки в размере объявленной ценности багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 126 ТУЖД, ст. 177 КТМ, ст. 138 УАТ). Если же ценность не была объявлена, ущерб возмещается в размере, соответствующем его действительной стоимости. За перевозку с объ­явленной ценностью на воздушном транспорте взимается дополни­тельная плата.

Соответственно, стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, а при отсутствии счета продав­ца — исходя из рыночной цены аналогичного товара (ст. 126 ТУЖД).

Кроме стоимости утраченного багажа, перевозчик возвращает пассажиру плату, полученную за перевозку не доставленного в пункт назначения багажа. В случае порчи, повреждения багажа убытки возмещаются в размере суммы, на которую понизилась его стои­мость.

За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодек­сами (за исключением перевозок в городском и пригородном сооб­щении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

Такая ответственность предусмотрена и ст. 120 ВК: за каждый час просрочки перевозчик платит штраф в размере 25% минимальной оплаты труда, но не более 50% провозной платы (этот штраф по размеру одинаков с суммой, взимаемой с перевозчика, виновного в просрочке доставки груза и багажа).

Наши рекомендации