Основные задачи управления людьми в организации
· Комплектование персонала (нужные люди в нужное время на нужном рабочем месте):
o Ввод в организацию (проблема: рынок труда – рынок кандидата);
o Внутриорганизационные перемещения:
§ Вертикальные (продвижение, понижение);
§ Горизонтальные (решение задачи потребности в персонале: ротация – инструмент обучения, мотивации от новых обязанностей; трансфер организационной культуры; решение проблемы вертикальных границ продвижения);
o Вывод из организации (сокращения и увольнения должны проходить аккуратно – это юридическая, экономическая и этическая проблема).
· Организация работы персонала (создание благоприятной среды):
o Организация рабочего места;
o Организация рабочего времени;
o Структурирование работы;
o Производственные задания.
· Обучение персонала (чтобы тот делал грамотную работу):
o Тренинг персонала – обучение, которое призвано помочь сотрудникам лучше выполнять свою текущую работу (в том числе обучить новым стандартам, технике и требованиям). Эти навыки могут пригодиться всем, это общие тренинги: планирования времени, групповой работы, обращения с техникой.
Пример: в компании Kodak проходила программа развития чувства юмора для снятия стресса. Интересно, что это помогло.
Специфические тренинги – для узкого круга людей.
o Развитие персонала – направлено на создание знаний и навыков, которые необходимы для карьеры с новыми горизонтами (управление талантами и проч.);
Тренинги – чаще для непосредственных исполнителей. Развитие – для менеджмента и кадрового резерва.
· Вознаграждение персонала:
o Внутреннее;
o Внешнее
o Финансовое
o нефинансовое
· Создание и поддержание системы эффективных трудовых отношений (социально-психологических условий):
o Создание и поддержание средств коммуникации;
o Внутренний PR;
o Отслеживание, предотвращение, устранение конфликтов и т.п.
o …
Иными словами, это:
1) Нахождение и привлечение нужных людей;
2) Развитие знаний/навыков/способностей;
3) Развитие позитивного отношения к делу/организации, улучшение мотивации;
4) Создание условий для более полного использования знаний.
Целями управления персоналом предприятия (организации)являются:
• повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
• повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
• обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
методами, используемыми в управлении персоналом. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные – и большое количество конкретных, частных методов.
Административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздейст-вие субъекта на объект управления, включают:
1. организацинно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.),
2. распорядительные (приказы, распоряжения),
3. дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).
Экономические методы – это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.
Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации).
Система методов управления персоналом.Методы управления персоналом:
1. организационно-распорядительные (административные)
1) Формирование структуры органов управления
2) Установление госзаказов
3) Утверждение административных норм и нормативов
4) Издание приказов и распоряжений
5) Подбор и расстановка кадров
6) Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации
2. экономические
1) Технико-экономический анализ
2) Технико-экономическое обоснование
3) Планирование
4) Материальное стимулирование
5) Ценообразование
6) Налоговая система
7) Экономические нормы и нормативы
3. социально-психологические
1) Социальный анализ в коллективе работников
2) Социальное планирование
3) Участие работников в управлении
4) Социальное развитие коллектива
5) Психологическое воздействие на работников: формирование групп, создание нормального психологического климата
6) Моральное стимулирование
7) Развитие у работников инициативы и ответственности
Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и программно-целевого управления.
Кроме терминов “трудовые ресурсы” и “персонал” в науке и практике экономики, социологии, управления с 80-х годов ХХ века стал применяться термин “трудовой потенциал” общества, отдельного работника. Это понятие является более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» – источник возможностей, средств, запаса.
Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека. определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов. а также совершенствоваться в процессе труда.
Основными компонентами трудового потенциала работника являются:
– психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;
– социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;
– квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;
– личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он может изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т.п.
На практике применяются следующие методы измерения трудового потенциала:
Количественная оценка производится, как правило, лишь в отношении таких характеристик, как пол, возраст, стаж, уровень образования, состояние здоровья.
Балльная оценка (по 7–10-балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для использования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования трудового потенциала.
Объемную величину трудового потенциала можно устанавливать через совокупный фонд рабочего времени, выраженный в человеко-часах. Величина трудового потенциала организации определяется по формуле:
Фп=Фк-Тнп или Фп=ЧхДхТсм
где:
Фп – совокупный потенциальный фонд рабочего времени организации, час.;
Фк – величина календарного фонда времени, час.;
Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, час. (т.е. регламентированные затраты, которые являются необходимыми – выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и т.п.);
Ч – численность работающих, чел.,
Д–количество дней работы в периоде, дн.;
Тсм. – продолжительность рабочего дня, час.
Управление трудовым потенциалом организации должно базироваться на следующих принципах:
• соответствие трудового потенциала характеру, объему и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;
• обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами производства;
• эффективное использование трудового потенциала;
• создание условий для профессиональноквалификационного развития персонала служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников.