Анализ развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА»)
Санкт-Петербург
Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
введение.. 4
1 Анализ развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА») 8
1.1 Особенности экономико-географического положения, природные ресурсы.. 8
1.2 Население и трудовые ресурсы.. 15
1.3 Состояние реального сектора экономики. 24
1.3.1. Промышленный комплекс. 30
1.3.2. Агропромышленный комплекс. 31
1.3.3. Малое предпринимательство. 32
1.3.4. Инвестиции. 34
1.3.5. Пространственное развитие экономического потенциала. 36
1.4. Развитие отраслей социальной сферы и гражданского общества. 39
1.5. Инфраструктурное развитие. Жилищно-коммунальное хозяйство. 50
1.6. Окружающая среда. 59
1.7. Муниципальное управление и безопасность. 62
1.8. Бюджетная система. 65
1.9. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Гатчинского муниципального района. 69
1.10. Конкурентные преимущества экономики Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») 70
1.11. Анализ внешней среды.. 71
1.11.1. Изменения внешнеэкономических условий и трендов социально-экономического развития. 71
1.11.2. Развитие Гатчинского муниципального района в условиях Санкт-Петербургской агломерации. 73
1.11.3. Транспортный фактор. 75
1.11.4. Приоритеты стратегического развития федерального и регионального уровней. 77
1.12. Выводы анализа социально-экономического развития, основные проблемы и риски, стоящие перед экономикой Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») в долгосрочной перспективе. 84
2 Сравнительный анализ и выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») 93
2.1 Оценка участниками стратегического планирования достигнутого уровня социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. 94
2.2 Видение участниками разработки стратегии перспектив социально-экономического развития Гатчинского муниципального района. 101
2.3 Демографический прогноз. 103
2.4 Сценарии стратегического развития Ленинградской области и Санкт-Петербурга 107
2.5 Сценарии стратегического развития Гатчинского муниципального района. 109
3 Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА») 115
3.1 Стратегическое ядро. 116
3.2 Приоритетные направления социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») 125
3.2.1. Приоритетное направление «ЭКОНОМИКА». 125
3.2.2. Приоритетное направление «ИНФРАСТРУКТУРА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО». 128
3.2.3. Приоритетное направление «УСЛУГИ». 131
4 Механизмы реализации Стратегии.. 135
4.1 Финансовые механизмы.. 135
4.2 Механизмы регулирования градостроительной деятельности. 135
4.3 Программно-целевые механизмы.. 136
4.4 Механизмы управления муниципальным сектором экономики. 136
4.5 Механизмы информационной поддержки. 137
4.6 Организационно-правовые механизмы.. 138
4.7 Механизмы методического обеспечения. 138
5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 139
5.1 Повышение эффективности процессов управления. 140
5.2 Участники стратегического развития. 141
5.1.1. Муниципальный «Стратегический стандарт». 141
5.1.2. Институты гражданского общества. 142
5.1.3. Внешние стратегические партнеры.. 143
6 Ожидаемые результаты реализации Стратегии.. 144
7 Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие) 153
8 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 164
Введение
Проект Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района на период 2009 – 2020 гг. с продлением срока действия документа на период до 2030 года выполнен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании Муниципального контракта № 114/15 от 07 августа 2015 года по заказу Администрации Гатчинского муниципального района при непосредственном участии специалистов Комитета экономики и инвестиций Гатчинского муниципального района – председателя комитета Норкина В.А. и главного специалиста Миронкова М.А.
Проект Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района разработан на основе Концепции социально-экономического развития Гатчинского муниципального района до 2020 года, утвержденной Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 27 февраля 2009 г. № 4 (далее – «Концепция-2020») и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина».
Проект подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60.
Необходимость подготовки документа стратегического планирования муниципального образования на долгосрочный период обусловлена требованием действующего законодательства. Современные подходы и основы стратегического планирования заложены Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также необходимостью промежуточного анализа реализации и актуализации действующей Концепции. Кроме того, отдельные Целевые ориентиры и контрольные показатели Концепции (Приложение 1), заложенные на перспективу – в настоящее время уже достигнуты, что свидетельствует об опережающем росте экономики и социальной сферы муниципального района по отдельным направлениям. В частности, данные о соответствии основных целевых ориентиров выборочно приведены в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Целевой показатель | Целевое значение на 2016 год[1] | Фактически достигнутый уровень на 01.01.2015[2] |
Численность постоянного населения среднегодовая, всего тыс.чел. в том числе: | 231,5 | 246,2 | |
1.1 | численность городского населения | 142,1 | 149,9 |
1.2 | численность сельского населения | 89,4 | 96,3 |
Численность экономически активного населения в среднегодовом исчислении, тыс.чел. | 116,5 | 145,6 | |
Естественный прирост (+), убыль (-), чел. на 1000 жителей | -6,5 | -5,7 | |
Миграционный прирост (+), убыль (-), чел. на 1000 жителей | 10,8 | 13,1 | |
Среднесписочная численность работников, занятых в экономике, чел. всего | |||
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в экономике, руб. всего | 32674,7* | ||
Общая площадь жилищного фонда на одного жителя, кв.м | 28,9 | 25,48* | |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг, млн.руб. всего | 51858,81* | ||
В том числе РАЗДЕЛ: Обрабатывающие производства, млн.руб. всего | 31128,44* | ||
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 10145,82 | ||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами предприятиями малого бизнеса, млн. руб. всего | 8376,7* (2013 г.) | ||
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. | 4558,593* | ||
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. | 5343,328* | ||
Бюджетная обеспеченность на душу населения (консолидированный бюджет района), тыс. руб. | 44,9 | 21,7* |
*Примечание: показатели, отмеченные * - не достигнуты.
По результатам подведения промежуточных итогов реализации Концепции можно выделить ряд показателей, которые развивались на протяжении 7 лет опережающими темпами по отношению к заложенным целевым значениям: это численность постоянного населения, численность экономически активного населения, миграционный прирост, а также оборот розничной торговли. Данные показатели оказались менее подвержены кризисным явлениям, которые отразились в последние годы на социально-экономическом развитии всей территории РФ. Отстающими темпами развивались показатели, характеризующие уровень жизни населения: уровень заработной платы, площадь жилищного фонда на одного жителя; а также экономические показатели: объем отгруженных товаров собственного производства, объем инвестиций в основной капитал, бюджетная обеспеченность.
Отмечаемый значительный рост численности населения (106,3 % по отношению к целевому значению), в первую очередь, объясняется благоприятными внешними факторами, оказывающими влияние на развитие территории Гатчинского муниципального района (которые на фоне общих кризисных явлений сгладили общую социально-экономическую ситуацию в Гатчинском муниципальном районе) – это и реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов на территории муниципального района (реконструкция и строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктур, реализация проектов по развитию объектов экономики и жилищного строительства), а также старт реализации крупных комплексных проектов по развитию научно-производственного потенциала города Гатчины, строительство перинатального центра и в целом сохранение потока инвестиций в развитие территории Гатчинского муниципального района. Данные факторы отразились на высокой привлекательности рынка жилищного строительства, который с учетом более дешевых земельных ресурсов, а также с учетом благоприятной транспортной доступности территории в отношении к Санкт-Петербургу, продолжал активно развиваться.
В целом, рост объемов жилищного строительства и ещё более быстрый рост численности населения, привели к некоторому отставанию показателя уровня жилищной обеспеченности населения и росту дефицита показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, а также обеспеченности территории объектами инженерной инфраструктуры. В связи с тем, что данные тенденции сохранятся еще в ближайшие 5-10 лет (в период реализации проектов федерального и регионального значения по развитию Северо-Западного нанотехнологического центра, проекта по созданию и развитию международного центра нейтронных исследований на базе ПИК ПИЯФ с привлечением специалистов и другие проекты), особое значение приобретает опережающий рост развития инфраструктурного обеспечения территории, обеспечивающий качество жизни населения и основу экономического роста.
В то же время отставание показателей экономического развития (строки 6, 8, 9, 11 табл.1), на фоне роста рабочих мест (строка 5 табл.1) демонстрируют отражение кризисных явлений и их последствий, характерных для страны в целом, которые не смогли снивелировать прочие благоприятные условия. В целом, укрупнённо можно сделать вывод о том, что менее подверженными кризисным явлениям в условиях благоприятных внешних факторов развития, является сфера жилищного строительства, а более подвержены кризисным явлениям – промышленный комплекс и малое предпринимательство.
К настоящему времени достигнуты следующие ключевые положительные результаты реализации «Концепции-2020»:
- сохранение стабильных темпов роста развития экономики, в том числе промышленного комплекса;
- при активном содействии органов местного самоуправления успешно запущена реализация федеральных проектов в сфере развития научного комплекса г. Гатчина, реализация крупных проектов в сфере транспортной инфраструктуры на территории муниципального района;
- реализация крупных проектов в социальной сфере: начало строительства регионального перинатального центра, развитие сети учреждений обслуживания населения в сфере образования, спорта, в том числе коммерческих объектов;
- высокий уровень активности жилищного строительства;
- опережающие темпы роста численности населения муниципального района;
- реорганизация органов местного самоуправления с объединением администрации Гатчинского муниципального района и администрации МО «Город Гатчина».
Тем не менее, можно отметить сохранение следующих наиболее острых проблемных вопросов:
- сохранение отстающих темпов развития инфраструктурного благоустройства территории объектами инженерной и транспортной инфраструктур, высокая степень износа коммунальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, низкий уровень обеспеченности свободных инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой;
- сохранение проблем в социальной сфере в части кадрового потенциала и необходимости ускорения темпов обновления материально-технической базы, особенно в сельской местности;
- дисбаланс экономического развития городских и сельских поселений, недостаток рабочих мест, особенно в сельской местности.
Дисбаланс в развитии целевых показателей « Концепции-2020» (опережающие темпы развития демографических показателей и объемов жилищного строительства на фоне отставания развития инфраструктуры) отражает недостаточно высокую эффективность сформированной системы комплексного стратегического управления, что отразилось на разобщенности приоритетных направлений социально-экономического развития, заложенных в «Концепции-2020». Необходимо учесть данную особенность при подготовке Стратегии социально-экономического развития и создать комплексную взаимосвязанную систему управления стратегическим развитием на муниципальном уровне с привлечением всех участников стратегического планирования к ее реализации (в том числе органы местного самоуправления, предпринимательское сообщество, население).
Таким образом, с учетом отмеченных диспропорций в развитии целевых показателей социально-экономического развития Гатчинского муниципального района требуется корректировка документов стратегического развития на долгосрочную перспективу, а также уточнение целевых показателей (индикаторов развития) с пересмотром положений «Концепции-2020».
При подготовке актуализированной Стратегии социально-экономического развития Гатчинского муниципального района с учетом новых подходов к стратегическому планированию на федеральном уровне, применяется инновационный подход на основе и с учетом опыта реализации действующей Концепции социально-экономического развития Гатчинского муниципального района на период до 2020 года (далее – «Концепция-2020»). В основе данного документа заложены принципы, утвержденные в составе «Основных положений стратегического планирования в Гатчинском муниципальном районе»: организация и функционирование системы стратегического планирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.
В условиях современных вызовов и угроз социально-экономического развития с учетом формирующегося нового формата управления стратегическим развитием территории на уровне Гатчинского муниципального района (объединение органов администрации муниципального района и административного центра МО «Город Гатчина», принятие современных нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования) подготовлендокумент стратегического планирования нового поколения, объединяющий в себе два документа – Стратегию социально-экономического развития Гатчинского муниципального района и Стратегию социально-экономического развития МО «Город Гатчина» – «Стратегия новых возможностей».
Анализ развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА»)