Налоговые ставки и налоговая база

В связи с тем, что транспортный налог является региональным, Налоговым кодексом РФ утверждены базовые ставки налога, дифференцированные в зависимости от вида транспортного средства.

Налоговые ставки по транспортному налогу приведены в ст. 361 Налогового кодекса. Они установлены в рублях и применяются в расчете:

- на одну лошадиную силу (в отношении наземных, водных и воздушных транспортных средств, имеющих двигатели);

- на одну регистровую тонну (в отношении водных несамоходных, то есть буксируемых, транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость);

- на единицу транспортного средства (в отношении других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей).

Конкретные ставки транспортного налога в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются законами субъектов РФ. При этом базовые налоговые ставки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, могут быть как увеличены, так и уменьшены, но не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Однако если в законе субъекта Российской Федерации установлены налоговые ставки в размерах свыше или меньше указанных пределов, то применяется налоговая ставка в предельно допустимом размере, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В ст. 361 НК РФ приведена таблица с базовыми ставками по транспортному налогу. Исходя из этих ставок, можно определить минимальный и максимальный размеры налоговых ставок, то есть обозначить тот диапазон, в пределах которого могут быть установлены налоговые ставки законами субъектов Российской Федерации (табл. 21).

Таблица 21

Федеральные ставки по транспортному налогу

Наименование объекта налогообложения Базовая ставка, руб. Допустимый диапазон ставок
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л. с. (до 73.55 кВт) включительно 1-25
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 1,4-35
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110.33 кВт до 147,1 кВт) включительно 2-50
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 3-75
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 6-150
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 0,4-10
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 0,8-20
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 2-50
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 2-50
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 4-100
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 п. с. (до 73,55 кВт) включительно 1-25
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 1,6-40
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 2-50
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 2,6-65
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 3,4-85
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 1-25
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 1-25
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 2-50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2-50
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 4-100
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 4-100
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 8-200
Окончание табл. 21
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5-125
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 10-250
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 4-100
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 5-125
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 4-100
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 40-1000


С 2005 г. транспортным налогом облагаются самолеты, имеющие реактивные двигатели.

В соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ, субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также в зависимости от срока их полезного использования.

Субъект РФ вправе утверждать дифференцированные налоговые ставки по той или иной категории транспортных средств (к примеру, применить разные налоговые ставки для легковых автомобилей мощностью до 50 лошадиных сил и от 50 до 100 лошадиных сил). Однако эти дифференцированные региональные ставки не должны выходить за пределы допустимого диапазона налоговых ставок, который установлен для данной категории транспортных средств Налоговым кодексом РФ.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 359 НК РФ. Особенности ее формирования зависят от вида транспортного средства.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, исчисляется по-разному (табл. 22).

Таблица 22

Налоговая база по видам транспортных средств

Вид транспортного средства Налоговая база
Транспортные средства, имеющие двигатели Мощность двигателя в лошадиных силах
Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость Валовая вместимость в регистровых тоннах
Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость Единица транспортного средства

Как видно из таблицы 22, по самой распространенной части транспортных средств - оснащенных двигателями, - налоговая база определяется как мощность в лошадиных силах. Величина мощности указывается в технической документации транспортного средства. В большинстве случаев для получения информации о мощности налогоплательщику достаточно заглянуть в свидетельство о регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации. Кроме указанного свидетельства, мощность может подтверждаться и иными документами, в которых содержатся данные о транспортном средстве.

По водным транспортным средствам налог исчисляется исходя из мощности зарегистрированных за судном двигателей. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то для исчисления налоговой базы по таким транспортным средствам необходимо суммировать мощность всех двигателей.

При расчете налоговой базы по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам сведения о валовой вместимости в регистровых тоннах берутся из технической документации. Данные о валовой вместимости должны быть указаны и в регистрационных документах.

Если данные о мощности (валовой вместимости), приведенные в технической документации и в регистрационных документах, не совпадают, то в этом случае при исчислении налоговой базы необходимо руководствоваться технической документацией.

На практике встречаются ситуации, когда в технической документации отсутствуют данные о мощности двигателя. В этом случае налоговые органы, скорее всего, будут руководствоваться данными технических справочников или сведениями, полученными от производителей. При этом налоговые орган не вправе воспользоваться данными, отраженными в налоговой декларации другого налогоплательщика, имеющего точно такой же автомобиль.

В соответствии со ст. 362 НК РФ, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств органы сообщают в налоговые органы сведения о зарегистрированных транспортных средствах. Причем такая информация предоставляется не только в отношении физических лиц, но и в отношении юридических лиц.

В главе 28 НК РФ выделена категория водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость. К их числу относятся, например, плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и т. п.). По таким транспортным средствам налоговая база определяется как единица транспортного средства. Фактически получается, что налоговая база по данной категории транспортных средств равна единице.

Формулировка п. 2 ст. 259 НК РФ не требует исчисления налоговой базы отдельно по каждому транспортному средству, не имеющему двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость. Исходя из этого, можно сказать, что налоговая база равна количеству таких транспортных средств. Но было бы неверно полагать, что по таким транспортным средствам налогоплательщик может просчитать единую налоговую базу. Чтобы исчислить сумму транспортного налога, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, придется распределить по видам (категориям).

Наши рекомендации