Перечень решений областных и Минского городского Советов депутатов, устанавливающих ставки единого налога
· Решение Минского областного Совета депутатов от 01.02.2012 N 145
(ред. от 26.06.2012) "Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в пределах базовых ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь"
· Решение Могилевского областного Совета депутатов от 22.02.2012 N 14-6
(ред. от 25.05.2012) "Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившим силу решения Могилевского областного Совета депутатов от 19 ноября 2010 г. N 5-9"
· Решение Минского городского Совета депутатов от 22.02.2012 N 199
"Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в пределах базовых ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь"
· Решение Гомельского областного Совета депутатов от 16.02.2012 N 173
"Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц"
· Решение Гродненского областного Совета депутатов от 09.12.2010 N 44
(ред. от 20.01.2012) "Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц"
· Решение Брестского областного Совета депутатов от 19.01.2012 N 178
"Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц"
9) Осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой соответствующих налогов.
Частью второй пункта 2 статьи 296 НК установлено, что индивидуальный предприниматель вправе с начала отчетного периода не применять порядок налогообложения, установленный настоящей главой, а уплачивать налоги, сборы (пошлины) по всем реализуемым товарам в соответствии с настоящим Кодексом при наличиина все реализуемые товары, а для товаров собственного производства - на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, использованные для их производства,документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров.
Следует обратить внимание на то, что при несоблюдении в текущем налоговом периоде названного условия (наличие документов) индивидуальный предприниматель обязан с начала отчетного периода, в котором нарушено предусмотренное условие, и до окончания налогового периода уплачивать единый налог (часть третья пункта 2 статьи 296 НК). Это означает, что если после перехода на иной режим налогообложения индивидуальный предприниматель начнет реализацию товаров, приобретенных без необходимых документов, то с месяца, в котором начата такая реализация, и до окончания календарного года он обязан будет уплачивать единый налог.
Общий порядок налогообложения предусматривает уплату налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, в частности:
- подоходный налог в соответствии с главой 16 НК;
- налог на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с главой 12 НК, в случае признания индивидуального предпринимателя плательщиком налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев (статья 91 НК)
-другие налоги, сборы в случаях, предусмотренных НК.
10) Осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой налога при упрощенной системе налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (далее – УСН), в отличие от единого налога, является добровольной, однако ее применение индивидуальными предпринимателями возможно при соблюдении установленных законодательством условий.
Так, применять УСН вправе индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет не более 9 000 000 000 белорусских рублей (часть 1 статьи 286 НК).
Уплата налога при УСН заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено п.3 статьи 286 НК, арендной платы за землю, если иное не установлено иными законодательными актами. Пунктом 3 статьи 286 НК определен исчерпывающий перечень налогов, сборов и отчислений, общий порядок исчисления и уплаты которых сохраняется при применении УСН. В частности, в общем порядке производится уплата налога на добавленную стоимость (НДС) за исключением индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8 200 000 000 белорусских рублей;
Следует помнить о том, что НК установлены виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели не вправе применять УСН (п. 5 ст. 286 НК). Так, в соответствии с положениями подпункта 5.4 пункта 5 статьи 286 НК индивидуальные предприниматели не вправе применять УСН в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Объектом налогообложения налога при упрощенной системе признается валовая выручка.
Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях применения УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Ставки налога при УСН установлены в статье 289 НК и составляют:
5 % - для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
3 % - для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;
2 % - для индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Данное положение применяется по 31 декабря 2013 года, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Для индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 000 000 белорусских рублей, ставка налога при УСН устанавливается в размере 3 % в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров[43].
Налоговым периодом налога при УСН признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:
календарный месяц - для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с уплатой НДС;
календарный квартал - для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.
Сумма налога при УСН исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.
Налоговая декларация (расчет) по налогу при УСН подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом[44].
Индивидуальные предприниматели, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 4100000000 белорусских рублей, вправе с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения[45], без необходимости ведения бухгалтерского учета и отчетности и учета доходов и расходов на общих основаниях[46].
* * *
В данной главе мы только вкратце охарактеризовали возможные режимы налогообложения при осуществлении физическими лицами предпринимательской деятельности, не являющейся ремесленной с точки зрения Указа № 225. Вместе с тем, существуют особенности и нюансы исчисления и уплаты налогов, прохождения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не охваченные настоящим пособием. В этой связи рекомендуем гражданам, занимающимся ручным трудом, который по каким-то причинам не подпадает под перечень видов ремесленной деятельности, и намеревающимся реализовывать свои изделия (оказывать услуги, выполнять работы), самостоятельно изучить положения Налогового кодекса либо обратиться за консультацией к специалистам. На сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь содержится информация о номерах телефонов тематических линий по вопросам разъяснения налогового законодательства, о предварительном консультировании граждан работниками инспекций МНС, о графике личного приёма граждан, включая индивидуальных предпринимателей, руководством инспекции и другая полезная информация (http://www.nalog.gov.by/).