История и предпосылки становления аудита
Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности - аудита.
Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что означает буквально "он слышит" ("auditor" (лат.) - слушатель, "auditio" (лат.) - слушание*(1312).
В латинском языке это слово возникло более двух тысяч лет тому назад. В средневековой Европе аудитором называли служащего, который обязан был выслушивать устные отчеты должностных лиц, так как многие из них просто не умели писать.
Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мнению историков*(1313), относятся еще к тем временам, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Упоминания об аудиторах и аудите в англоязычных странах встречаются с XIII в.
В России звание аудитора было введено Петром I и имело несколько иное значение: аудиторами называли военных следователей, деятельность которых была связана с расследованием имущественных споров в армии. Впервые в этом качестве аудитор упоминается в Уставе генерала Вейде в 1768 г. В 1867 г. слово "аудитор" в этом понимании исчезло.
Однако примерно в те же годы в самой экономически развитой стране того времени - Великобритании получила мощное развитие рыночная экономика. Ее становление сопровождалось массовыми разорениями людей, вкладывающих свои сбережения в создаваемые компании. Известный юрист того времени Рудольф Иеринг (1818-1892) писал, что акционерные общества разорили больше людей, чем все войны, вместе взятые. Происходящие процессы способствовали тому, что во второй половине XIX в. профессия аудитора - независимого стороннего специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии компании, и аудиторская деятельность стали важной неотъемлемой составной частью делового мира.
В этот период и сформировался аудит как институт независимого финансового контроля. В 1844 г. в Англии был принят ряд законов об акционерных компаниях, согласно которым правления обязаны были приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета. В 1879 г. в Англии был принят закон об обязательном аудите, а закон 1900 г. потребовал аудита всех компаний. Законодательно проведение обязательных аудиторских проверок во Франции установлено с 1867 г., в США - с 1937 г.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда после потери значительной доли средств инвесторы потеряли доверие к существующим финансовым структурам, способствовал ускоренному развитию аудиторской деятельности. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Попытки создания аудита в дореволюционной и послереволюционной России оказались неудачными. В СССР в условиях административно-командной системы необходимости в независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовали специальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведение проверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.
Изменение экономических условий хозяйствования повлекло возникновение нового инструмента оценки хозяйственной деятельности - аудита.
Несмотря на то что первые аудиторские фирмы в России начали создаваться в конце 80-х годов, начало правовому регулированию аудиторской деятельности в России было положено в 1993 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации*(1314). Названные Правила регулировали отношения в сфере аудита до принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - основополагающего правового акта, регулирующего отношения в сфере аудиторской деятельности и в настоящее время*(1315).
Предпосылками возникновения аудита в России являются последствия экономических реформ: интеграция экономики России в мировую экономическую систему, привлечение иностранных инвестиций, возникновение таких организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, при которых право собственности отделено от управления организацией.
Быстрое формирование основных институтов фондового рынка, с одной стороны, и первый негативный опыт банкротства целого ряда финансовых институтов, использовавших денежные средства частных инвесторов, с другой - сделали проблему создания аудита в качестве авторитетного независимого финансового контроля одной из основных на пути стабилизации российской экономики.
Необходимость создания и правовой регламентации института аудита определяется как публичными интересами государства и общества, так и частными интересами коллективных и индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных инвесторов.
Понятие и цели аудита
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В России аудит находится на начальной стадии своего развития. Предметом аудиторской проверки в нашей стране, как уже отмечено, является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
В экономике Запада, и в частности в США, институт аудита имеет более широкое понимание. Аудиторская проверка, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности, - не единственный вид аудиторской проверки на Западе. Задачами аудиторского анализа являются, прежде всего, подтверждение или опровержение данных прогноза руководства об экономических действиях и событиях. При этом бизнес проверяется через призму влияния различных факторов: контрольной среды; потенциального давления на управленцев в целях манипулирования доходами; позиции клиента в отрасли и экономической среде, в которой он действует.
Известный в США специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон определяет аудит как деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска. Он приводит следующее определение аудита: "Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов"*(1316).
В России законодательно установленной задачей аудиторской проверки является выражение мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в данном случае понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации предполагает организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательно установленными правилами, в частности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"*(1317) и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета.
Наряду с аудиторскими проверками аудиторы вправе оказывать сопутствующие аудиту услуги. Закон содержит открытый перечень связанных с аудиторской деятельностью услуг. В частности, под сопутствующими аудиту услугами понимается:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
В ст. 1 ФЗ "Об аудиторской деятельности" указано на предпринимательский характер аудиторской деятельности. Это позволяет квалифицировать аудиторскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг.
Предпринимательский характер аудиторской деятельности позволяет отграничить аудит, определяемый рядом авторов как метод осуществления вневедомственного независимого финансового контроля*(1318), от государственного контроля. В Законе отмечается, что аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Аудит является одной из форм оценки деятельности хозяйствующих субъектов, но осуществляющие его субъекты: индивидуальные аудиторы и аудиторские организации не преследуют тех целей, которые стоят перед государственным контролем, а именно: проверки законности и правильности распределения финансовых средств государства, проверки правильности расчетов и уплаты налогов, выявления и устранения нарушений, привлечения виновных должностных лиц к юридической ответственности.
Разницу между ревизией и аудитом наглядно иллюстрирует следующая принадлежащая Р. Адамсу фраза: "Ревизор, прежде всего, стремится к установлению законности, а аудитор - к выяснению истины"*(1319).
Государственный контроль является исполнительно-распорядительной деятельностью уполномоченных государственных органов, отношения между субъектами такого контроля основаны по методу власти - подчинения. Аудит является предпринимательской деятельностью и для ее субъектов характерен метод равенства участников. Отношения между аудиторской фирмой (аудитором) и ее клиентом основаны на добровольном волеизъявлении сторон и строятся на договорной основе. И в том случае, когда хозяйствующий субъект должен пройти обязательную ежегодную аудиторскую проверку, он свободен в выборе аудиторской фирмы и условий проведения такой аудиторской проверки.