Краткая информация о предприятии
Методические рекомендации
по разработке бизнес-плана
Барнаул 2014
I. Общие понятия и положения по разработке бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике, который позволяет очертить круг проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при реализации своих целей в неопределенной, конкурентной хозяйственной среде и определить основные способы решения этих проблем.
Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства, и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи.
Бизнес-планирование решает следующие проблемы:
Ø Конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы качественных и количественных показателей;
Ø Определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
Ø Привлекает внимание потенциальных инвесторов.
Правильно составленный бизнес-план в конечном итоге отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят вложение сил и средств?
Приняв решение об открытии собственного дела или бизнеса, и приступая к разработке бизнес-плана, будущий предприниматель должен ответить сам себе на целый ряд вопросов принципиального характера. Вот некоторые из них:
ü какой цели я хочу добиться в бизнесе?
ü в чем заключаются преимущества моего дела (бизнеса) перед другими?
ü какие задачи мне по силам?
ü какой величины организациюя хочу создать?
ü какие потребности рынка я хочу удовлетворить?
ü кто будет моими клиентами?
ü кто мои конкуренты и чем мое дело (бизнес) будет отличаться от их бизнеса?
ü на каком рынке я буду действовать, где моя ниша сейчас, в ближайшее время и в перспективе?
ü каковы мои слабые места и главнейшие опасности?
ü как долго я хочу заниматься этим делом?
ü как я буду выходить из бизнеса?
Содержание бизнес-плана
Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится (производственной или сфере услуг), а также размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив расширения дела. Чем шире рынок сбыта, крупнее доля предпринимателя на этом рынке, выше уровень конкуренции, тем более углубленной должна быть проработка всех разделов бизнес-плана.
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, Вы сможете еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.
Бизнес-план должен быть хорошо структурирован, быть полновесным, логичным, информационно богатым и одновременно кратким.
Основные разделы бизнес-плана:
1. Титульный лист;
2. Резюме;
3. Краткая информация о предприятии;
4. Описание продукции (товара, услуги);
5. Маркетинговый план (оценка факторов конкурентоспособности предприятий конкурентов, реклама, ценообразование);
6. Производственный план;
7. Организационный план;
8. Финансовый план;
9. Календарный план реализации проекта;
10. Оценка рисков;
11. Приложения.
II. Описание структуры бизнес-плана
Титульный лист
Успешная подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа, который в обязательном порядке должен содержать следующее:
ü наименование организации;
ü вид деятельности;
ü ФИО предпринимателя;
ü юридический адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;
ü стоимость проекта;
ü ФИО консультанта;
ü место, год подготовки проекта.
Резюме
Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а так же обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).
Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.
Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:
ü бизнес-идея;
ü организационно-правовая форма предприятия;
ü место реализации проекта;
ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта, в том числе размер собственных и заемных средств, включая финансовую поддержку, предоставляемую органами службы занятости населения;
ü сведения об участниках проекта;
ü основные потребители продукции (товаров, услуг);
ü создание дополнительных рабочих мест;
ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности, расчетный размер налоговых поступлений);
ü общий вывод по проекту.
Краткая информация о предприятии
Начинать данный раздел необходимо с освещения цели написания проекта.
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.
Цели должны быть:
Ø Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите;
Ø Конкретны и осязаемы;
Ø Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение;
Ø Достижимы лично Вами и (или) Вашей командой;
Ø Согласованы между собой и с другими целями;
Ø Определены во времени.
Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.
Необходимо отразить основные сведения о создаваемой организации, а именно:
ü Направление деятельности – опишите планируемые виды деятельности. Их может быть несколько.
ü Материальная – техническая база, имеющаяся у организации – обеспечение проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями на начальном этапе деятельности. Составьте подробный список оборудования, мебели, оргтехники, транспортных средств и укажите способ их получения (покупка, аренда).
ü Материальная – техническая база, необходимая для расширения (создания) необходимых условий – перспективы обеспечения проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями для расширения деятельности.
ü Оценка удобства месторасположения организации – насколько удачно выбрано место расположения исходя из близости к потенциальным клиентам, поставщикам, а так же конкурирующим организациям. Насколько удобно будет добираться работникам до места работы.
ü Описание отрасли, в которую входит предприниматель с точки зрения состояния, тенденций развития и будущих перспектив – приведите результаты анализа положения дел в отрасли.
ü Факторы успешности предпринимателя, входящего в данный бизнес – опыт по данному виду деятельности, надежная команда, уникальность бизнес идеи и т.п.