Краткая информация о предприятии

Титульный лист

Успешная подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа, который в обязательном порядке должен содержать следующее:

ü наименование организации;

ü вид деятельности;

ü ФИО предпринимателя;

ü юридический адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;

ü стоимость проекта;

ü ФИО консультанта;

ü место, год подготовки проекта.

Резюме

Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а так же обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).

Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.

Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:

ü бизнес-идея;

ü организационно-правовая форма предприятия;

ü место реализации проекта;

ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта, в том числе размер собственных и заемных средств, включая финансовую поддержку, предоставляемую органами службы занятости населения;

ü сведения об участниках проекта;

ü основные потребители продукции (товаров, услуг);

ü создание дополнительных рабочих мест;

ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности, расчетный размер налоговых поступлений);

ü общий вывод по проекту.

Краткая информация о предприятии

Начинать данный раздел необходимо с освещения цели написания проекта.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.

Цели должны быть:

Ø Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите;

Ø Конкретны и осязаемы;

Ø Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение;

Ø Достижимы лично Вами и (или) Вашей командой;

Ø Согласованы между собой и с другими целями;

Ø Определены во времени.

Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.

Необходимо отразить основные сведения о создаваемой организации, а именно:

ü Направление деятельности – опишите планируемые виды деятельности. Их может быть несколько.

ü Материальная – техническая база, имеющаяся у организации – обеспечение проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями на начальном этапе деятельности. Составьте подробный список оборудования, мебели, оргтехники, транспортных средств и укажите способ их получения (покупка, аренда).

ü Материальная – техническая база, необходимая для расширения (создания) необходимых условий – перспективы обеспечения проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями для расширения деятельности.

ü Оценка удобства месторасположения организации – насколько удачно выбрано место расположения исходя из близости к потенциальным клиентам, поставщикам, а так же конкурирующим организациям. Насколько удобно будет добираться работникам до места работы.

ü Описание отрасли, в которую входит предприниматель с точки зрения состояния, тенденций развития и будущих перспектив – приведите результаты анализа положения дел в отрасли.

ü Факторы успешности предпринимателя, входящего в данный бизнес – опыт по данному виду деятельности, надежная команда, уникальность бизнес идеи и т.п.

Выводы и возможные гарантии

В данном разделе необходимо подвести итоги, почему Ваш товар (услуги) будут пользоваться спросом.

3. Маркетинговый план

Реклама

Маркетинг в широком смысле представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение продукции (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» – главная формула маркетинга.

Необходимость рекламы заключается в том, чтобы увеличить сбыт продукции, повысить репутацию организации, найти надежного партнера.

На этапе планирования расходов на рекламу определите основные виды рекламных средств, которые будут использоваться Вами при выходе продукции, (услуги) на рынок:

реклама в прессе включает в себя различные рекламные материалы, опубликованные в периодической печати (рекламные объявления, публикации обзорно-рекламного характера). По объему реклама в прессе уступает лишь телевизионной. Основные достоинства: доступность, широта охвата аудитории, дешевле, чем телевизионная, оперативность;

печатная реклама (каталоги, буклеты, проспекты, плакаты, листовки) – рекламное средство, рассчитанное исключительно на зрительное восприятие, широко используется в ходе различных деловых встреч, презентаций, на ярмарках и выставках;

аудиовизуальная реклама(радиореклама, телевизионная реклама) – это средство охватывает довольно большую аудиторию и является очень оперативным, обладает сильным воздействием на аудиторию. Является достаточно дорогим рекламным средством и имеет постоянную тенденцию к росту расходов. Наиболее эффективные результаты достигаются при рекламе услуг или товаров массового спроса;

семплинг – раздача бесплатных образцов;

рекламные сувениры –широко применяющееся средство, является имиджевой рекламой);

наружная реклама –рекламные щиты, световое табло, перетяжки, баннеры, реклама в транспорте, электронное табло. Основные требования к такому виду рекламных средств: привлекать к себе внимание, должна быть легко читаемой, краткой и понятной;

интернет-реклама –интернет – глобальный виртуальный рынок, не имеющий территориальных ограничений. Основные преимущества: цена значительно дешевле других видов рекламы; интернет-реклама интерактивна и может служить прямым инструментом продаж (интернет-магазин); этот вид рекламы является самым оперативным, т. е. изменения, внесенные на сайт, становятся доступны для пользователей в течение нескольких секунд.

При выборе варианта продвижения своего товара (услуги) необходимо четко знать ответы на следующие вопросы:

Ø Как потенциальный покупатель узнает о товаре?

Ø Каким образом потенциальный покупатель обычно покупает подобные товары и услуги? Где? В каких объемах?

Ø Где и как он получает информацию (журналы, газеты, ТВ)?

Расходы на рекламные средства отразите в Таблице 4.

Таблица 4

Расчет расходов на рекламу

№ п\п Рекламное средство Период выхода Цена, руб. Стоимость за месяц Стоимость за год, руб. Следующий год
1.            
2.            
3.            
7.            
Итого:          

3.3.Ценообразование

В этом разделе дается характеристика ценообразования – метода установления цены на продукцию, услуги, рассматриваемые в проекте.

Иногда неправильное ценообразование может отогнать потенциальных покупателей. Вы можете установить слишком высокие цены, тем самым отпугнув часть потенциальных покупателей, или установить слишком низкие, но тогда пострадает уже Ваша прибыль.

Сколько покупатели заплатят за Ваши товары или услуги? Как известно, цена является результатом соотношения спроса и предложения. Чем дефицитнее товар, тем больше за него готовы заплатить. Однако есть и другой подход: чем дешевле товар, тем большее его количество Вы продадите.

Существует две наиболее распространенные стратегии установления цен:

«низкая прибыль и большой объем»;

«высокая прибыль и малый объем».

Вам предстоит решить, какую ценовую политику Вы будете проводить. Выбор во многом будет зависеть от того, каким видом бизнеса Вы занимаетесь, от рынка, который будете обслуживать, а также от активности конкурентов, с которыми столкнетесь.

Если Вы пока не имеете представления о том, какой вид ценовой политики окажется правильным с точки зрения успеха Вашего бизнеса, то, возможно, ответы на приведенные ниже вопросы помогут Вам принять решение.

Низкая прибыль и большой объем Высокая прибыль и небольшой объем
Высокая конкуренция в сфере Вашего бизнеса; Покупатели Ваших товаров или услуг являются людьми, чутко реагирующими на изменение цены; Вы будете развивать свой бизнес в относительно небогатом районе; Покупатели могут обойтись без Ваших товаров или услуг Ваши покупатели нуждаются в особых товарах высокого качества, и быть может, повышенном внимании; Вы будете развивать свой бизнес в богатом районе; Покупатели будут считать вас основным поставщиком

Окончательная цена зависит от следующих факторов:

ü цены конкурентов на аналогичный товар или товары – заменители;

ü цены, определяемые спросом на данный товар;

ü себестоимость продукции + целевая прибыль;

ü положение на рынке (известность покупателю, рекламный бюджет);

ü уникальные качества товара (услуги.

Если планируется реализация товара через посредников, то Ваша цена должна быть на порядок ниже, чем цена, по которой товар приобретает конечный покупатель, так как оптовый покупатель-посредник также хочет заработать на продаже Вашего товара.

Целесообразно также указать:

ü прирост цен во второй и последующий год реализации проекта;

ü сезонные колебания цен (если товар/услуга являются сезонными);

ü возможную систему скидок.

4. Производственный план

Четвертый раздел бизнес-плана – план производства – содержит описание процесса производства продукции или оказания услуг, а так же расчет потребности в материальных ресурсах на строительство и ремонт помещений, приобретение оборудования для реализации предпринимательской деятельности.

Смета расходов на строительство (Таблица 5) и смета расходов на ремонт (Таблица 6) рассчитывается Вами, если при реализации проекта планируется строительство производственных, офисных или ремонт уже имеющихся в собственности, планируемых к приобретению, либо к аренде, но не пригодных для ведения деятельности помещений.

Укажите, какие материалы, в каком количестве и по какой цене необходимо будет приобрести для выполнения строительных и ремонтных работ.

Таблица 5

Смета расходов на строительство

№ п/п Вид материалов, ед. измерения Кол-во Цена, руб. Итого, руб.
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
Итого:      

Таблица 6

Смета расходов на ремонт

№ п/п Вид материалов, ед. измерения Кол-во Цена, руб. Итого, руб.
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
Итого:      

При подготовке сметы-спецификации на оборудование (Таблица 7) составьте подробный перечень оборудования, транспортных средств, мебели, оргтехники необходимой для ведения предпринимательской деятельности. Укажите количество единиц необходимого оборудования и примерную цену, по которой планируется его приобрести. Прейскурант цен на оборудование, мебель, оргтехнику можно включить в Приложение.

Таблица 7

Смета-спецификация на оборудование, сырье и материалы

№ п/п Вид материалов, ед. измерения Кол-во Цена, руб. Итого, руб.
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
Итого:      

В Таблице 8 приводятся сводные затраты на строительство, ремонт зданий и сооружений, а также затраты на приобретение оборудования, мебели, оргтехники.

Таблица 8

Сводная смета капитальных затрат

№ п/п Наименование групп основных фондов Общая стоимость, руб.
1. Строительство  
2. Ремонт  
3. Оборудование  
Итого:  

Составьте производственную программу, в которой определите объем производимых товаров (оказываемых услуг) по каждому месяцу отдельно. Кроме того прокомментируйте, на какие факты Вы опирались, планируя объем производства, а так же исходя из каких факторов меняется объем производства.

Таблица 9

Производственная программа

№ п/п Вид продукции Ед. изм. Объем производства по периодам Объем производства на следующий год
  мес. 2 мес. ... 12 мес. Итого
  Основные товары (услуги):              
1. Продукция А              
2. Продукция Б              
  Дополнительные товары (услуги):              
1. Продукция В              
2. Продукция Г              
  Реализация прочей продукции:              
1.                
2.                
  Всего:              

5. Организационный план

Цель раздела «Организационный план» состоит в описании организационной структуры управления проектом, функций, обязанностей персонала, приводятся так же данные о методах его стимулирования, режиме работы, системе контроля.

Необходимо дать краткую информацию о владельцах (учредителях) Вашего предприятия (опыт и компетентность).

В процессе разработки организационного плана необходимо дать характеристику будущего персонала организации, а именно:

ü нуждается ли Ваша организация в найме дополнительных работников;

ü какие специалисты Вам понадобятся для успешного ведения дела, характеристика квалификации будущих работников (образование, опыт работы, особые навыки);

ü на каких условиях Вы будете привлекать специалистов (постоянная работа, работа по совместительству, гражданско-правовой договор и т.д.);

ü как будет оплачиваться труд каждого работника;

ü каналы поиска работников (ЦЗН, кадровые агентства, знакомые).

Можно привести организационную схему Вашего предприятия, показывающую этапы формирования организационной структуры, связи, распределение обязанностей и ответственности.

При расчете фонда заработной платы (Таблица 10) укажите категории работников, которых планируете принимать, количество по каждой из них и предполагаемый размер заработной платы и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Начисления на заработную плату (взносы во внебюджетные фонды) рассчитываются в составе налогов, а также указываются при расчете прибылей и убытков в финансовом плане проекта.

Таблица 10

Расчет фонда заработной платы

№ п/п Наименование категорий работников Кол-во человек Зарплата одного работника Сумма зарплаты, руб. Начисления в фонды Всего, руб. Всего за год, руб. На следующий год
1.                
2.                
3.                
4.                
5.                
6.                
Итого:              

Еще один важный вопрос, рассматриваемый в данной части бизнес-плана это формирование кооперационных связей с действующим бизнесом, налаживание партнерских отношений с потенциальными инвесторами. Организовывать совместный бизнес следует только с хорошо известными Вам людьми, единомышленниками, на которых Вы можете положиться и доверить любой вопрос совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга (один производит, второй упаковывает, третий продает). Это залог успеха деятельности Вашей организации.

6. Финансовый план

В данном разделе бизнес-плана оценивается способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обеспечения самоокупаемости и возврата заемных средств.

Вам потребуется свести воедино финансовую информацию, которая сформировалась в предыдущих разделах.

Финансовый план необходим для контроля финансового обеспечения проекта на всех этапах его реализации.

Составление финансового плана разбейте на несколько этапов:

6.1.Рассчитайте примерный объем сбыта товаров (услуг)

На основе производственной программы (Таблица 9) рассчитайте прогнозируемый объем реализации продукции (товаров, услуг) и занесите данные в Таблицу 11. Произведите расчет валового дохода за месяц по формуле:

Сумма валового дохода за месяц = выручка от реализации 1-го вида продукции за месяц + от реализации 2-го вида продукции месяц + … + от реализации n-го вида продукции месяц

Произведите расчет годовой суммы валового дохода:

Годовая сумма валового дохода = Сумма валового дохода за месяц + Сумма валового дохода за 2 месяц + … + Сумма валового дохода за 12 месяц

Таблица 11

Прогнозируемый объем реализации продукции (товаров, услуг)

№ п/п Вид продукции, показатель Ед. изм. Величина показателя по периодам
  Первый год Итого Второй год
  1 мес. 2 мес. ... 12 мес.
Основные товары (услуги):         X  
1. Продукция А:           X  
1.1. цена за ед. руб.         X  
1.2. объем продаж шт.            
1.3. Выручка от реализации руб.            
2. Продукция Б:           X  
2.1. цена за ед. руб.         X  
2.2. объем продаж шт.            
2.3. Выручка от реализации руб.            
Дополнительные товары         X  
3. Продукция В:           X  
3.1. цена за ед. руб.         X  
3.2. объем продаж шт.            
3.3. Выручка от реализации руб.            
Доход от реализации прочей продукции         X  
4.             X  
4.1. цена за ед. руб.         X  
4.2. объем продаж шт.            
4.3. Выручка от реализации руб.            
Сумма валового дохода:            

Оценка рисков

Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей бизнес-плана. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности.

В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и конкретные причины их возникновения.

Традиционно выделяют следующие группы рисков:

1. Рыночные риски, возникающие в процессе реализации товаров и/или услуг и связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (например, снижение объема реализации вследствие изменения рыночной конъюнктуры или других обстоятельств, таких как повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.); повышение уровня конкуренции, демпинг, недобросовестная конкуренция и т.д.

2. Технологические риски, оказывающие влияние на техническую составляющую деятельности в процессе реализации проекта, таким как: надежность оборудования, предсказуемость производственных процессов и технологий, их сложность, уровень автоматизации, темпы модернизации оборудования и технологий; возможность перебоя подачи электроэнергии, воды, отключения отопления, поставки сырья, материалов, полуфабрикатов.

3. Организационные риски, связанные с внутренней организацией работы компании (в т.ч. наличие, уровень компетентности и ответственности персонала и руководителей, степень возможности автономно функционировать компании без участия ее руководителя).

4. Прочие риски, которые характерны для Вашего бизнеса (они специфичны для отрасли или конкретно Вашего предприятия) или Вашего региона (к примеру, именно в Вашем городе по вторникам отключают горячую воду на два часа, что может негативно сказаться на производственном процессе), а также любые иные риски, которые Вы можете определить для Вашего проекта.

Наиболее часто анализируемые риски:

1. Падение продаж, связанное с резким падением спроса;

2. Инфляция;

3. Имущественный ущерб в результате повреждения (пожар, стихийное бедствие, авария и т.д.);

4. Противоправные действия третьих лиц;

5. Невыполнение обязательств поставщиками сырья;

6. Действия администрации района или города, а также проверяющих органов.

7. Подорожание оборудования и т.д.

От Вас требуется оценить, какие риски наиболее вероятны, во что они Вам могут обойтись, а также продумать меры по их предотвращению или Ваши действия, направленные на уменьшение потерь, вызванных этими рисками.

Наиболее распространенные методы снижения рисков:

Ø Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков;

Ø Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих;

Ø Наличие долгосрочных договоров на сбыт готовой продукции;

Ø Наличие альтернативных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции;

Ø Создание запасов сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;

Ø Приемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта;

Ø Наличие собственных источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта;

Ø Страхование имущества;

Ø Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ;

Ø Поддержка проекта со стороны местных органов власти.

Одновременно прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.

Приложения

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений представленных в бизнес-плане.

Приложения могут содержать такие материалы как, копии контрактов и проектов договоров, таблицы вспомогательных цифровых данных, прейскуранты цен предполагаемых поставщиков, конкурентов, иллюстрации вспомогательного характера.

Титульный лист

Успешная подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа, который в обязательном порядке должен содержать следующее:

ü наименование организации;

ü вид деятельности;

ü ФИО предпринимателя;

ü юридический адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;

ü стоимость проекта;

ü ФИО консультанта;

ü место, год подготовки проекта.

Резюме

Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а так же обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).

Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.

Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:

ü бизнес-идея;

ü организационно-правовая форма предприятия;

ü место реализации проекта;

ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта, в том числе размер собственных и заемных средств, включая финансовую поддержку, предоставляемую органами службы занятости населения;

ü сведения об участниках проекта;

ü основные потребители продукции (товаров, услуг);

ü создание дополнительных рабочих мест;

ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности, расчетный размер налоговых поступлений);

ü общий вывод по проекту.

Краткая информация о предприятии

Начинать данный раздел необходимо с освещения цели написания проекта.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться организация.

Цели должны быть:

Ø Позитивны. Чего Вы хотите, а не чего Вы НЕ хотите;

Ø Конкретны и осязаемы;

Ø Измеримы. Можно отследить продвижение и достижение;

Ø Достижимы лично Вами и (или) Вашей командой;

Ø Согласованы между собой и с другими целями;

Ø Определены во времени.

Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их достижения.

Необходимо отразить основные сведения о создаваемой организации, а именно:

ü Направление деятельности – опишите планируемые виды деятельности. Их может быть несколько.

ü Материальная – техническая база, имеющаяся у организации – обеспечение проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями на начальном этапе деятельности. Составьте подробный список оборудования, мебели, оргтехники, транспортных средств и укажите способ их получения (покупка, аренда).

ü Материальная – техническая база, необходимая для расширения (создания) необходимых условий – перспективы обеспечения проекта сырьем, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями для расширения деятельности.

ü Оценка удобства месторасположения организации – насколько удачно выбрано место расположения исходя из близости к потенциальным клиентам, поставщикам, а так же конкурирующим организациям. Насколько удобно будет добираться работникам до места работы.

ü Описание отрасли, в которую входит предприниматель с точки зрения состояния, тенденций развития и будущих перспектив – приведите результаты анализа положения дел в отрасли.

ü Факторы успешности предпринимателя, входящего в данный бизнес – опыт по данному виду деятельности, надежная команда, уникальность бизнес идеи и т.п.

Наши рекомендации