Виды практического принятия управленческого решения с принятием профессиограмм и персонограмм

· 1. Определение соответствия претендента рабочему месту.

· Совпадение персонограммы конкретного сотрудника с профессиограммой рабочего места позволяет определить его соответствие требованиям рабочего места.

· 2. Выбор наиболее подходящего кандидата.

· Максимальное совпадение профессиограммы с одной из персонограмм кандидатов на должность позволяет решить задачу выбора наиболее подходящего кандидата.

· 3. Выбор наиболее подходящей должности для сотрудника.

· Максимальное совпадение персонограммы конкретного кандидата с одной из профессиограмм позволяет решить задачу выбора наиболее подходящей для него должности.

· Основные подходы к привлечению персонала:

· 1) покупка «готовых» специалистов – максимальное соответствие квалификации, профессионально-значимых качеств предъявляемым требованиям;

· 2) выбор потенциально сильных претендентов с нужными мотивами – особая важность личностных качеств будущего сотрудника (способность к обучению, мобильность, лояльность, коммуникабельность).

· Выбор подхода: если в профессиограмме должности более высокий ранг имеют профессиональные качества, то целесообразна “покупка” готовых специалистов, если личностные, то выбор потенциально сильных претендентов.

· Процесс найма персонала зависит от внутренней и внешней среды организации.

· Процедура приема персонала на работу состоит из З этапов:

· I. Подбор претендентов

· II. Отбор кандидатов

· III. Наем персонала

· Процедура подбора претендентов на должность, в свою очередь, включает три этапа:

· 1.1. Определение требований к претендентам

· 1.2. Выбор источника метода подбора претендентов

· 1.3. Прием заявительных документов

· Целью первого этапа является определение параметров критериев отбора кандидатов на должность. Можно выделить требования к кандидату, предъявляемые видом выполняемых работ и ее характером.

· Требования к кандидату, определяемые видом выполняемых работ:

Виды практического принятия управленческого решения с принятием профессиограмм и персонограмм - student2.ru

· Требования к кандидатам, определяемые характером выполняемых работ:

Виды практического принятия управленческого решения с принятием профессиограмм и персонограмм - student2.ru

Т.о. описание рабочего места (должности) предполагает анализ основных должностных обязанностей сотрудника, технологии выполнения работы, эргономических, экономических и социальных условий труда. В результате анализа должны быть сформулированы требования к профессиональным знаниям, навыкам, опыту, кандидата.

После составления полного перечня требований к кандидату на должность целесообразно выделить “минимальные” требования, без соответствия которым человек не может претендовать на данную должность. Как правило, в перечень “минимальных” требований обязательно включают квалификационные требования (образование, опыт).

Полный перечень качеств, необходимых сотруднику, для эффективной работы в данной должности, содержится в профессиограмме.

Вторым этапом процедуры подбора претендентов на должность является выбор источника метода подбора претендентов.

· В таблице приведена краткая характеристика основных источников и методов подбора персонала на работу, их достоинства и недостатки:

Методы подбора
Внутренний источник 1. Объявление о найме в средствах информации фирмы. 2. Просмотр картотеки личного состава кадров. 3. Опрос родственников и знакомых. 4. Запрос сотрудников. 5. Альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем: • сверхурочной работы: • совмещения должностей; • временного наема кадров; • переноса отпусков; • многосменного режима работ. Внешний источник 1. Объявления в средствах массовой информации. 2. Вербовка. З. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). 4. Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства. 5. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях. 6. Наем студентов во время каникул 7. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. 8. Лизинг персонала. 9. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы.
Достоинства
1. Снижение затрат на привлечение персонала. 2. Более полная информация о возможностях кандидата. З. Наглядное развитие карьеры. 4. Меньший срок поиска претендентов 1. Большой выбор кандидатов. 2. Возможность появления новых идей и приемов работ. 3. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. 4. Удовлетворение количественной потребности в персонале.
Недостатки
1. Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе. 2. Меньший выбор кандидатов. 3. Меньшая активность. 4. Семейственность => застой идей. 5. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. 1. Большие затраты на привлечение персонала. 2. Большой срок поиска. 3. Длительный период адаптации кандидата. 4. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. 5. Возможность ухудшения рабочего климата – среди давно работающих.

Выбор источника и метода подбора претендентов на должность позволяет решить ряд задач:

– привлечение наиболее подходящих кандидатов;

– исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий. Это достаточно важный момент, поскольку перегрузка кадровой службы “обвалом” звонков от явно не подходящих кандидатов часто является пустой тратой времени и препятствием на пути реальных претендентов на должность;

– обеспечение достаточного числа обращений со стороны потенциальных претендентов на должность.

Рассмотрим рекомендации специалистов по составлению объявления о текущей вакансии. Объявление должно отражать следующие моменты:

• название компании, информацию о ней;

• описание рода деятельности в терминах, понятных предполагаемой аудитории;

• характер предполагаемой работы;

• требуемая квалификация и необходимый опыт;

• диапазон оплаты и дополнительные льготы;

• форма подачи заявки (резюме);

• конечный срок (если он существует) подачи заявок.

Процесс отбора кандидатов на должность состоит из 7 основных этапов:

1. Анализ заявительных документов

2. Предварительная отборочная беседа

3. Проверка профессиональных личностных качеств

4. Проверка состояния здоровья

5. Дополнительные методы проверки

6. Собеседование

7. Принятие решения

Анализ заявительных документов проводится с целью определения возможности участия претендента в конкурсе на вакантную должность и позволяет определить:

• уровень профессиональной подготовки;

• квалификацию;

• практический опыт;

• профессиональные навыки претендента.

Наибольший интерес представляет резюме.

Предварительная отборочная беседа. Цель – выявления общего соответствия умений, навыков и квалификации претендента предъявляемым требованиям, допуск к дальнейшим этапам отбора.

Проверка профессиональных и личностных качеств претендента. Цель – получение информации для объективной стандартизированной оценки кандидатов на должность, составление их индивидуальных персонограмм. Ниже приведены даны рекомендации по выбору методов оценки тех или иных качеств.

Качества кандидатов Методы
Одаренность Тесты на интеллектуальный уровень, способности (двигательные, сенсорные) Пример: IQ
Социальные способности: • способность к контактам • способность к конфликтам Интервью, дискуссии в группе
Мотивация Тесты
Свойства личности: • характер • психологический портрет • характерологические тесты • исследование устойчивости к стрессу Пример: тест Кеттела, ММРI
Профессиональные способности • тесты профессиональных способностей (пробная работа) • тесты на знания (например, Тоеfl)
Профессиональный опыт • интервью • документы

Собеседование по отбору персонала – это обмен информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности.

Цель представителя организации – принятие решения о наиболее подходящей кандидатуре. Цель кандидата – получение детальной информации об организации, должности, функциях.

Специалисты выделяют 3 типа собеседований при найме персонала:

1. биографические

2. ситуационные

3. критериальные

Стадии собеседования при отборе на работу:

Стадии Содержание разговора Преимущественные функции
Предварительная Приветствие, взаимное представление. Допускаются вопросы об уровне знаний кандидата о предприятии для выяснения “интенсивности его интересов”. Заверение кандидата о конфиденциальности беседы. Создание атмосферы доверия. Снижение барьеров и порога страха.
Основная Выяснение личного, семейного и социального фона кандидата (например, вопросы о происхождении и занятиях в свободное время). Выявление образовательного пути кандидата, включая повышение квалификации и стажировки. Выяснение профессионального развития и профессиональной квалификации. Вопросы по профессии, профессиональным планам; выяснение критической оценки прежнего поля деятельности, уточнение основания для желания сменить место работы. Информирование кандидата о предприятии (организации), отделе, рабочей группе, должности и ответы на вопросы кандидата. Проверяется, подходит ли кандидат к предполагаемой рабочей группе по своим способностям к контактированию и интеграции. Определение степени мобильности и гибкости. Получение опорных точек о готовности претендентов к образованию и стремлении к своему развитию. Заключение о кандидате относительно инициативы, самооценки, способности к самокритике, оснований для частоты смены должностей. Проверка письменной информации. Избежание неправильных или искаженных представлений стороны кандидата о месте работы.
Заключительная Заключение разговора: резюме о результатах собеседования, определение срока принятия решения. Мотивация для времени раздумий.

Специалисты рекомендуют оценивать кандидата по результатам собеседования непосредственно после собеседования по стандартной форме.

По результатам собеседования менеджер может:

• Рекомендовать принять на работу.

• Рекомендовать для следующего собеседования.

• Рассмотреть как кандидата на другую должность.

• Отказать.

Принятие решения

Право принятия решения о найме принадлежит непосредственно руководителю функциональной сферы, в которой образовалась вакансия и руководителю организации.

Найм на работу оформляется заключением трудового договора (контракта) и приказом о приеме на работу.

Оценка работников является одним из важнейших направлений управления персоналом, так как именно ее результаты являются основой для принятия решений о продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.

Основные кадровые решения, принимаемые по результатам оценки персонала:

Виды практического принятия управленческого решения с принятием профессиограмм и персонограмм - student2.ru

Следует отметить важность регулярной оценки персонала как для оцениваемого сотрудника, так и для организации. Роль системы оценки персонала:

1) для сотрудника

– возможность узнать мнение руководителя об эффективности своей работы;

– возможность добиться признания своих успехов;

– возможность обсудить проблемы эффективной работы;

– возможность обсудить профессиональные ожидания, получить совет (рекомендации) по работе;

– возможность сообщить об интересах собственного развития.

2) для непосредственного руководителя

– возможность выявить факты и причины низкой эффективности труда сотрудников;

– возможность узнать мнение сотрудников об их работе и факторах,

– влияющих на эффективность и мотивацию их труда; возможность довести до сотрудников мнение об эффективности их труда;

– возможность улучшить рабочие отношения в коллективе;

– возможность определить потенциал персонала, выявить потребности в развитии сотрудников.

3) для кадровой службы

– возможность обеспечить последовательный, организованный подход к измерению и оценке потенциала персонала, обоснованность решений о продвижении сотрудников;

– возможность усилить мотивированность сотрудников и их преданность к организации;

– возможность обеспечить плавность в замещении вакансий;

– возможность выявить потребности персонала в развитии с учетом стратегии развития организации.

На практике существуют два подхода к оценке работников: экспертный и инструментальный.

Наши рекомендации