Виды практического принятия управленческого решения с принятием профессиограмм и персонограмм
· 1. Определение соответствия претендента рабочему месту.
· Совпадение персонограммы конкретного сотрудника с профессиограммой рабочего места позволяет определить его соответствие требованиям рабочего места.
· 2. Выбор наиболее подходящего кандидата.
· Максимальное совпадение профессиограммы с одной из персонограмм кандидатов на должность позволяет решить задачу выбора наиболее подходящего кандидата.
· 3. Выбор наиболее подходящей должности для сотрудника.
· Максимальное совпадение персонограммы конкретного кандидата с одной из профессиограмм позволяет решить задачу выбора наиболее подходящей для него должности.
· Основные подходы к привлечению персонала:
· 1) покупка «готовых» специалистов – максимальное соответствие квалификации, профессионально-значимых качеств предъявляемым требованиям;
· 2) выбор потенциально сильных претендентов с нужными мотивами – особая важность личностных качеств будущего сотрудника (способность к обучению, мобильность, лояльность, коммуникабельность).
· Выбор подхода: если в профессиограмме должности более высокий ранг имеют профессиональные качества, то целесообразна “покупка” готовых специалистов, если личностные, то выбор потенциально сильных претендентов.
· Процесс найма персонала зависит от внутренней и внешней среды организации.
· Процедура приема персонала на работу состоит из З этапов:
· I. Подбор претендентов
· II. Отбор кандидатов
· III. Наем персонала
· Процедура подбора претендентов на должность, в свою очередь, включает три этапа:
· 1.1. Определение требований к претендентам
· 1.2. Выбор источника метода подбора претендентов
· 1.3. Прием заявительных документов
· Целью первого этапа является определение параметров критериев отбора кандидатов на должность. Можно выделить требования к кандидату, предъявляемые видом выполняемых работ и ее характером.
· Требования к кандидату, определяемые видом выполняемых работ:
· Требования к кандидатам, определяемые характером выполняемых работ:
Т.о. описание рабочего места (должности) предполагает анализ основных должностных обязанностей сотрудника, технологии выполнения работы, эргономических, экономических и социальных условий труда. В результате анализа должны быть сформулированы требования к профессиональным знаниям, навыкам, опыту, кандидата.
После составления полного перечня требований к кандидату на должность целесообразно выделить “минимальные” требования, без соответствия которым человек не может претендовать на данную должность. Как правило, в перечень “минимальных” требований обязательно включают квалификационные требования (образование, опыт).
Полный перечень качеств, необходимых сотруднику, для эффективной работы в данной должности, содержится в профессиограмме.
Вторым этапом процедуры подбора претендентов на должность является выбор источника метода подбора претендентов.
· В таблице приведена краткая характеристика основных источников и методов подбора персонала на работу, их достоинства и недостатки:
Методы подбора | |
Внутренний источник 1. Объявление о найме в средствах информации фирмы. 2. Просмотр картотеки личного состава кадров. 3. Опрос родственников и знакомых. 4. Запрос сотрудников. 5. Альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем: • сверхурочной работы: • совмещения должностей; • временного наема кадров; • переноса отпусков; • многосменного режима работ. | Внешний источник 1. Объявления в средствах массовой информации. 2. Вербовка. З. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). 4. Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства. 5. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях. 6. Наем студентов во время каникул 7. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. 8. Лизинг персонала. 9. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
Достоинства | |
1. Снижение затрат на привлечение персонала. 2. Более полная информация о возможностях кандидата. З. Наглядное развитие карьеры. 4. Меньший срок поиска претендентов | 1. Большой выбор кандидатов. 2. Возможность появления новых идей и приемов работ. 3. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. 4. Удовлетворение количественной потребности в персонале. |
Недостатки | |
1. Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе. 2. Меньший выбор кандидатов. 3. Меньшая активность. 4. Семейственность => застой идей. 5. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. | 1. Большие затраты на привлечение персонала. 2. Большой срок поиска. 3. Длительный период адаптации кандидата. 4. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. 5. Возможность ухудшения рабочего климата – среди давно работающих. |
Выбор источника и метода подбора претендентов на должность позволяет решить ряд задач:
– привлечение наиболее подходящих кандидатов;
– исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий. Это достаточно важный момент, поскольку перегрузка кадровой службы “обвалом” звонков от явно не подходящих кандидатов часто является пустой тратой времени и препятствием на пути реальных претендентов на должность;
– обеспечение достаточного числа обращений со стороны потенциальных претендентов на должность.
Рассмотрим рекомендации специалистов по составлению объявления о текущей вакансии. Объявление должно отражать следующие моменты:
• название компании, информацию о ней;
• описание рода деятельности в терминах, понятных предполагаемой аудитории;
• характер предполагаемой работы;
• требуемая квалификация и необходимый опыт;
• диапазон оплаты и дополнительные льготы;
• форма подачи заявки (резюме);
• конечный срок (если он существует) подачи заявок.
Процесс отбора кандидатов на должность состоит из 7 основных этапов:
1. Анализ заявительных документов
2. Предварительная отборочная беседа
3. Проверка профессиональных личностных качеств
4. Проверка состояния здоровья
5. Дополнительные методы проверки
6. Собеседование
7. Принятие решения
Анализ заявительных документов проводится с целью определения возможности участия претендента в конкурсе на вакантную должность и позволяет определить:
• уровень профессиональной подготовки;
• квалификацию;
• практический опыт;
• профессиональные навыки претендента.
Наибольший интерес представляет резюме.
Предварительная отборочная беседа. Цель – выявления общего соответствия умений, навыков и квалификации претендента предъявляемым требованиям, допуск к дальнейшим этапам отбора.
Проверка профессиональных и личностных качеств претендента. Цель – получение информации для объективной стандартизированной оценки кандидатов на должность, составление их индивидуальных персонограмм. Ниже приведены даны рекомендации по выбору методов оценки тех или иных качеств.
Качества кандидатов | Методы |
Одаренность | Тесты на интеллектуальный уровень, способности (двигательные, сенсорные) Пример: IQ |
Социальные способности: • способность к контактам • способность к конфликтам | Интервью, дискуссии в группе |
Мотивация | Тесты |
Свойства личности: • характер • психологический портрет | • характерологические тесты • исследование устойчивости к стрессу Пример: тест Кеттела, ММРI |
Профессиональные способности | • тесты профессиональных способностей (пробная работа) • тесты на знания (например, Тоеfl) |
Профессиональный опыт | • интервью • документы |
Собеседование по отбору персонала – это обмен информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности.
Цель представителя организации – принятие решения о наиболее подходящей кандидатуре. Цель кандидата – получение детальной информации об организации, должности, функциях.
Специалисты выделяют 3 типа собеседований при найме персонала:
1. биографические
2. ситуационные
3. критериальные
Стадии собеседования при отборе на работу:
Стадии | Содержание разговора | Преимущественные функции |
Предварительная | Приветствие, взаимное представление. Допускаются вопросы об уровне знаний кандидата о предприятии для выяснения “интенсивности его интересов”. Заверение кандидата о конфиденциальности беседы. | Создание атмосферы доверия. Снижение барьеров и порога страха. |
Основная | Выяснение личного, семейного и социального фона кандидата (например, вопросы о происхождении и занятиях в свободное время). Выявление образовательного пути кандидата, включая повышение квалификации и стажировки. Выяснение профессионального развития и профессиональной квалификации. Вопросы по профессии, профессиональным планам; выяснение критической оценки прежнего поля деятельности, уточнение основания для желания сменить место работы. Информирование кандидата о предприятии (организации), отделе, рабочей группе, должности и ответы на вопросы кандидата. | Проверяется, подходит ли кандидат к предполагаемой рабочей группе по своим способностям к контактированию и интеграции. Определение степени мобильности и гибкости. Получение опорных точек о готовности претендентов к образованию и стремлении к своему развитию. Заключение о кандидате относительно инициативы, самооценки, способности к самокритике, оснований для частоты смены должностей. Проверка письменной информации. Избежание неправильных или искаженных представлений стороны кандидата о месте работы. |
Заключительная | Заключение разговора: резюме о результатах собеседования, определение срока принятия решения. | Мотивация для времени раздумий. |
Специалисты рекомендуют оценивать кандидата по результатам собеседования непосредственно после собеседования по стандартной форме.
По результатам собеседования менеджер может:
• Рекомендовать принять на работу.
• Рекомендовать для следующего собеседования.
• Рассмотреть как кандидата на другую должность.
• Отказать.
Принятие решения
Право принятия решения о найме принадлежит непосредственно руководителю функциональной сферы, в которой образовалась вакансия и руководителю организации.
Найм на работу оформляется заключением трудового договора (контракта) и приказом о приеме на работу.
Оценка работников является одним из важнейших направлений управления персоналом, так как именно ее результаты являются основой для принятия решений о продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.
Основные кадровые решения, принимаемые по результатам оценки персонала:
Следует отметить важность регулярной оценки персонала как для оцениваемого сотрудника, так и для организации. Роль системы оценки персонала:
1) для сотрудника
– возможность узнать мнение руководителя об эффективности своей работы;
– возможность добиться признания своих успехов;
– возможность обсудить проблемы эффективной работы;
– возможность обсудить профессиональные ожидания, получить совет (рекомендации) по работе;
– возможность сообщить об интересах собственного развития.
2) для непосредственного руководителя
– возможность выявить факты и причины низкой эффективности труда сотрудников;
– возможность узнать мнение сотрудников об их работе и факторах,
– влияющих на эффективность и мотивацию их труда; возможность довести до сотрудников мнение об эффективности их труда;
– возможность улучшить рабочие отношения в коллективе;
– возможность определить потенциал персонала, выявить потребности в развитии сотрудников.
3) для кадровой службы
– возможность обеспечить последовательный, организованный подход к измерению и оценке потенциала персонала, обоснованность решений о продвижении сотрудников;
– возможность усилить мотивированность сотрудников и их преданность к организации;
– возможность обеспечить плавность в замещении вакансий;
– возможность выявить потребности персонала в развитии с учетом стратегии развития организации.
На практике существуют два подхода к оценке работников: экспертный и инструментальный.