Вопрос Анализ финансовых результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности сервисной организации

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Абсолютные показатели прибыли и себестоимости не обладают свойством сравнимости, а рентабельность этим свойством обладает.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения, валовой прибыли и чистой прибыли.

Рентабельность продукции (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли, или суммы чистого денежного притока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли, или чистого денежного потока, на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.


Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного. Отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов – рентабельность производства.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

· уровень организации производства и управления;

· структура капитала и его источников;

· степень использования производственных ресурсов;

· объем, качество и структура продукции;

· затраты на производство и себестоимость изделий;

· прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Вопрос Методы формирования собственного бизнеса: учреждение предприятия, приобретение или реорганизация бизнеса, приватизация. Механизм регистрации бизнеса в РФ. Права и ответственность предпринимателя.

Сфера услуг в силу действия объективных и субъективных факторов является весьма привлекательной для предпринимательской деятельности вообще, и деятельности малого бизнеса, в частности, что позволяет говорить о появлении нового экономического агента – сервисный предприниматель.

Реализация общеэкономической функции в сфере услуг связана с особенностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Так, для некоторых видов услуг могут устанавливаться специальные правила осуществления предпринимательской деятельности. Например, в российском законе о лицензировании отдельных видов деятельности в круг лицензируемой включена деятельность по оказанию международных туристских услуг, аудиторских услуг, медицинская деятельность и ее техническое обслуживание, протезно-ортопедическая помощь, различные виды ремонта.

В предпринимательском пространстве сферы услуг присутствуют также субъекты предпринимательской деятельности, основной задачей которых является ведение нехозяйственной некоммерческой деятельности, направленной на удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно-полезных потребностей.

В сфере услуг широко распространены смешанные формы организации предпринимательства, например, некоммерческое хозяйствование, т.е. хозяйственная деятельность некоммерческих организаций, где с помощью государства обеспечивается сочетание коммерческих и некоммерческих начал (при подчинении последних первым). Именно в сфере услуг, где достаточно большую долю занимает сектор социальных услуг, формируется некоммерческий сектор экономики, в рамках которого осуществляется коммерческая деятельность (организации здравоохранения, высшего и среднего образования).

Существуют различные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство.

Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство - это простейшая форма бизнеса. Индивидуальный предприниматель, согласно ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, в действительности, при наличии нормальных отношений в семье, представляет разновидность частного предпринимательства.


В связи с тем, что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.

В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. В результате в сфере услуг функционирует постоянно увеличивающаяся численность разнообразных хозяйствующих субъектов, представленных всеми известными организационно-правовыми формами предприятий и организаций:

индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг

кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли

общества с ограниченной ответственностью (в том числе акционерные общества закрытого типа), распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физкультуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли

акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации

некоммерческие организации в виде союзов, ассоциаций, фондов и клубов

государственные организации и учреждения образования и культуры

Методы формирования собственного бизнеса: учреждение предприятия, приобретение или реорганизация бизнеса, приватизация. Механизм регистрации бизнеса в РФ. Права и ответственность предпринимателя.

Создание предприятия — это юридический акт, в результате которого возникает новый хозяйствующий субъект. Создание предприятия следует отличать от постройки производственно-хозяйственного объекта. Такой объект может быть полностью готовым с производственно-технической точки зрения, но он не является еще предприятием в юридическом смысле слова. Более того, создание предприятий, как правило, осуществляется без какого-либо нового строительства.

Различаются два вида создания предприятий:

путем учреждения;

посредством реорганизации существующих хозяйствующих субъектов.

Право учреждения предприятия зависит от того, в какой организационно-правовой форме оно создается. Например, унитарные предприятия могут учреждаться только государственными и муниципальными образованиями, но не отдельными гражданами или юридическими лицами. Напротив, государственные органы не могут создавать корпоративные предприятия, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Хозяйственные товарищества могут учреждаться только индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями

Количество учредителей также зависит от организационно-правовой формы учреждаемого предприятия. Если унитарные предприятия и хозяйственные общества могут создаваться одним или несколькими учредителями, то при создании хозяйственных товариществ всегда должно быть несколько учредителей.

Для создания предприятия необходимо наличие минимального уставного капитала, размер которого определяется законодательством в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.

Завершающим актом создания предприятия является государственная регистрация, имеющая конститутивное значение. Государственной регистрации подлежат также изменения, вносимые в учредительные документы, равно как и реорганизация и ликвидация предприятия. Государственная регистрация предприятий проводится в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Реорганизация предприятий — это их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и ликвидацией предприятий.

Реорганизация хозяйственных обществ проводится по решению их органов, уполномоченных уставом общества принимать такое решение. Этим органом выступает высший орган управления общества, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе, общее собрание участников — в обществе с ограниченной ответственностью. При этом в акционерном обществе такое решение должно быть принято тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании, в обществе с ограниченной ответственностью — всеми участниками единогласно.

В некоторых случаях реорганизация может проводиться по инициативе уполномоченного государственного органа. Антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском о реорганизации предприятия-монополиста (хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке), если оно злоупотребляет своим монопольным положением.

Реорганизация проводится в формах, установленных в законодательстве. Различаются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий - это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Права предпринимателей устанавливаются законодательством. В соответствии с действующим законодательством предприниматель наделён следующими правами:

— организовывать собственное дело в наиболее подходящей для него организационно-правовой форме;

— приобретать или брать в аренду любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

— планировать свою работу, составлять подробный бизнес-план своей деятельности;

— заключать договоры с поставщиками и другими физическими или юридическими лицами для осуществления своей деятельности;

— осуществлять найм и увольнение сотрудников;

— устанавливать размеры материального поощрения сотрудников;

— брать кредит для развития своей деятельности;

— реализовывать внешнеторговую или внешнеэкономическую деятельность.

Гражданские права и обязанности предпринимателя возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или другой правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Поскольку предприниматель является налогоплательщиком, то Налоговый кодекс определяет следующие права предпринимателей:

— получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и налоговом законодательстве;

— использовать налоговые льготы, если на это есть соответствующие основания;

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

— требовать возмещения убытков, полученных за счёт незаконных решений налоговых органов.
Физические лица, как индивидуальные предприниматели, в дополнение к вышеперечисленным имеют следующие права:

— быть арбитражным управляющим— конкурсным, внутренним, внешним;

— выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;

— быть исполнительным органом акционерного общества.

Обязанности предпринимателей определяются гражданским законодательством, федеральными законами или нормативными актами. Они заключаются в следующем:

— производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с установленными стандартами;

— выплачивать налоги;

— в установленные сроки предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и прочих обязательных платежей;

— осуществлять бухгалтерский учет;

— организовывать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для своих сотрудников;

— осуществлять учёт доходов и расходов, затрат на производство и реализацию продукции;

— в полном объёме и в установленные сроки предоставлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности;

— не устанавливать на свою продукцию монопольно высокие или монопольно низкие цены;

— не допускать недостоверной, неэтичной или заведомо ложной рекламы;

— в ходе своей деятельности не причинять вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения.

Предпринимательская ответственность — это обязанность предпринимателей по выполнению определённых действий, направленных на устранение невыполненных обязательств, нарушенных прав клиентов, работников, государства или других фирм.

Виды предпринимательской ответственности:

. Юридическая ответственность. Она может быть:
— административной — возникает при совершении предпринимателем административного правонарушения, наказывает предпринимателя штрафом;
— уголовной — возникает при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности;
— гражданско-правовой— применение к правонарушителю мер воздействия в форме уплаты неустойки, ареста имущества, возмещения убытков.

2. Ответственность виновной стороны.Она может быть:

— солидарная — кредитор имеет полное право требовать выполнения обязательств от всех должников вместе, или любого из них полностью всего долга или его части. Необходимо учитывать, что если один должник возьмёт на себя ответственность, то это освобождает остальных от исполнения обязательств;

— субсидиарная — дополнительная ответственность сторон, которые вместе с должником несут ответственность перед кредиторами за ненадлежащие исполнение обязательства;

— смешанная — возникает при невыполнении обязательства по вине обеих сторон.

3. Дисциплинарная ответственность. Она может быть в форме:

— замечания;

— выговора;

— увольнения.

Ответственность предпринимателей за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законами и другими нормативными актами и договорами регулируется первой частью ГК Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

В случае неисполнения обязательств к предпринимателю могут быть применены экономические санкции в форме неустойки (штрафа или пени) — денежной суммы, которую предприятие-должник обязано уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Предприниматель несёт ответственность за низкое качество товаров и предоставление недостоверной информации. В случае, если предоставление недостоверной или недостаточной информации о товаре, услуге или о предприятии- изготовителе повлекло покупку продукции, не обладающей необходимыми покупателю свойствами, он имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения ущерба.
В случае, если покупатель обнаружил недостатки в купленном товаре, он может потребовать от предприятия-продавца или изготовителя немедленной замены товара. Такие недостатки должны быть устранены предприятием-изготовителем в течение 10 дней, а предприятием-продавцом — в течение 20 дней с момента покупки. Необходимо отметить, что за каждый день просрочки, а также при отказе заменить товар аналогичным изготовитель или продавец обязан выплатить потребителю неустойку в размере 1 % стоимости товара за каждый день задержки.
Любая предпринимательская деятельность взаимосвязана с налоговой системой, и предприниматель несёт ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Виды налоговых правонарушений:

— нарушение срока или уклонение от постановки на учёт в налоговом органе;

— неуплата или неполная оплата сумм налога;

— непредставление налоговой декларации;

— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Мерой ответственности выступают налоговые санкции, которые взыскиваются в судебном порядке.
При налоговых правонарушениях могут возникнуть обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность предпринимателя. К смягчающим обстоятельствам относятся:

— совершение правонарушения под угрозой или принуждением или в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— совершение правонарушения из-за тяжёлых личных или семейных обстоятельств. Отягчающим обстоятельством является факт привлечения к ответственности лица, ранее совершившего подобное правонарушение.

Наши рекомендации