Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности торговой организации

Под финансовым состояниемпонимают способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной деятельности, эффективностью их использования, выполнением обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, другими кредиторами и результативностью всей финансово- хозяйственной деятельности.

Механизм управления финансовым состоянием включает:

- управление активами;

- управление капиталом;

- управление расчетами;

- управление рисками;

- анализ финансового состояния;

- составление финансового плана.

Для оценки финансового состояния используется система абсолютных и относительных показателей, характеризующих:

- наличие, состав, структуру активов и эффективность их использования;

- структуру, динамику, эффективность использования капитала, обеспеченность собственными источниками финансирования;

- платежеспособность и ликвидность;

- финансовую устойчивость организации;

- прибыльность и рентабельность (конечные результаты финансово- хозяйственной деятельности);

- состояние расчетов с бюджетом, поставщиками, другими кредиторами, динамику дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ финансового состояния –важнейший элемент механизма управления финансовыми ресурсами. На основе анализа принимаются управленческие решения, связанные с дополнительным привлечением, размещением и использование финансовых ресурсов.

Анализ финансового состоянияпозволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии организации, прибыльности и эффективности ее работы.

Конечная цель анализа финансового состояниявыявить недостатки финансово- хозяйственной деятельности, определить меры по их устранению, разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования активов и капитала организации.

Задачи анализа финансового состояния:

n Дать развернутую характеристику финансового состояния на начало и конец отчетного года для того, чтобы видеть, какими активами располагает организация, как они размещены, за счет каких источников сформированы и насколько эффективно использованы.

n Оценить ликвидность активов и определить финансовую устойчивость и платежеспособность организации.

n Изучить и оценить конкретные результаты хозяйственной деятельности, выяснить, насколько эффективно использованы имеющиеся у организации активы и капитал для повышения рентабельности хозяйственной деятельности;

n определить и оценить выполнение показателей финансового плана.

Последовательность анализа финансового состояния:

- Анализ активов и источников их финансирования;

- Анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;

- Анализ конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности;

Общая оценка финансового состояния и разработка мер по его укреплению.

В процессе анализа используется следующие методы:

1. Горизонтальный анализ (сравнение показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов);

2. Вертикальный анализ , предусматривающий определение удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода;

3 Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного года.

4. Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей организации, так и межхозяйственных показателей аналогичных организаций-конкурентов.

5. Факторный анализ – процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

6. Метод финансовых коэффициентов..

Источниками информации для проведения анализа финансового состояния являются стандартные формы бухгалтерской отчетности:

- Бухгалтерский баланс (ф. 1)

- Отчет о прибыли и убытках (ф. 2)

- Отчет об изменении капитала (ф. 3)

- Отчет о движении денежных средств (ф. 4)

- Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5)

- Пояснительная записка.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ.

Основными предпосылками для составления плана расходов на реализацию являются:

1) прогнозные расчеты объема товарооборота, выпуска продукции, транспортных перевозок и других видов работ;

2) планы развития материально-технической базы;

3) учет изменений в составе торговой сети, изменение специализации магазинов, режима работы и т.д.;

4) тарифы и ставки на услуги других отраслей народного хозяйства, ставки налогов и обязательных платежей в бюджет;

5) результаты экономического анализа за текущий и предшествующие годы.

План расходов на реализацию целесообразно составлять на год с ежемесячной разбивкой и на пять лет с годовой разбивкой. При составлении плана исходят из задач по повышению качества торгового обслуживания и обеспечения эффективной работы торговой организации.

При планировании величины расходов могут быть использованы различные методы: экономико-математические, экономико-статистические, расчетно-аналитический, метод технико-экономических расчетов (нормативный), метод оптимизации плановых решений и другие.

Наиболее часто применяется метод технико-экономических расчетов. Его суть состоит в том, что при планировании расходов по отдельным статьям используются различные нормативы затрат, нормы, ставки и пр. Нормы и нормативы расходов по отдельным статьям разрабатываются каждой торговой организацией самостоятельно с учетом объемов и специфики деятельности, по некоторым доводятся лимиты и предельные нормативы использования. Это позволяет более обоснованно подходить к процессу планирования и контролировать фактические расходы.

Торговым организациям рекомендуется предварительно определять максимально допустимые сумму и уровень расходов на реализацию для обеспечения получения целевой прибыли. При расчете максимально допустимых суммы и уровня могут быть использованы любой из вышеперечисленных методов, который наилучшим образом отражает тенденции в развитии организации на перспективу. Затем в пределах максимально допустимых значений показателя расходов производится их планирование в разрезе отдельных статей. После определения величины затрат по статьям расходов может возникнуть необходимость корректировки общей величины расходов. Если эти корректировки не отвечают выполнению поставленных целей, следует уточнить расходы по тем статьям, которые в большей степени подконтрольны организации, а также разработать комплекс мер, позволяющих обеспечить выполнение этих условий. Если же общие сумма и уровень расходов удовлетворяют организацию, можно переходить к следующему этапу.

На практике в виду незначительной доли переменных расходов в общей их сумме, общую величину расходов определяют как сумму постоянных расходов в поэлементном разрезе и сумму переменных затрат, определенных путем умножения уровня переменных расходов на планируемый объем товарооборота.

Планирование расходов на реализацию может начинаться с плановых расчетов отдельных статей расходов по элементам затрат, после чего будут определяться их общий размер и уровень.

Наши рекомендации