Техника и инженерная деятельность. Амбивалентность техники
Обсуждение проблем инженерной этики по необходимости приобретает достаточно общий характер, в силу того, что сама инженерная этика как единство теории и практики профессиональной деятельности инженеров находится в стадии становления. При этом мы имеем в виду прежде всего США, Канаду и страны Западной Европы. Что же касается нашей страны, то у нас проблема формирования инженерной этики, по сути дела, даже и не ставится, если не считать эпизодические публикации отдельных энтузиастов. Во всяком случае, у нас объективная потребность в инженерной этики пока еще не получила должного осознания и общественного признания. Потому отмечает А. Хомяков, если американские инженерные общества руководствуются в своей деятельности « Этическим кодексом», изданным в виде огромного тома, с указанием, что может и чего не может себе позволить специалист, то нам описание свода этических законов и правил еще только предстоит [10,11].
Под техникой обычно подразумевают искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности людей: средства производства, составляющие основу, ядро техники, а также устройства, исполняющие роль средств достижения человеком непроизводственных целей [8. С.10].
Создание новых искусственных объектов (артефактов), обладающих заданными свойствами, - главная цель инженерной деятельности и инженерных знаний. Поскольку в общественной практике техника выступает и как средство, и как объект (с ее помощью производят и ее изготовляют, совершенствуют), необходимо различать материально – производственную и техническую деятельность. Материально – производственная деятельность выражается в производстве материальных благ. В технической же практике акцент делается не на изделие, не на продукт, а на технику и технологию ее получения. Ее содержание составляют конструирование, изготовление и эксплуатация техники.
Особенность нашего времени выражается в том, что техника перестает быть средством деятельности человека, его «орудием», пишет В. А. Кутырев. Она партнерствует с ним, а во многом решительно подчиняет. Хорошо знакомые с ситуацией, но не ставшие ее пленниками специалисты по технике описывают ее (ситуацию) в весьма тревожных тонах: «Благодаря развитию вычислительной техники, средств информатики, многие операционно-технические, в том числе интеллектуальные функции, стали от человека уходить. Наметились такие тенденции развития техники, когда машина перестает быть средством деятельности в СЧМ / системе человек - машина /, а сам человек превращается в такое средство. Человек оказывается не в системе деятельности, а вне её, он теряет место и роль субъекта деятельности [3. С. 61].
Цели и раньше не были независимыми от средств, но современная техника их почти предопределяет. Мощность технических средств образует сильное поле притяжения целей, задавая их выбор и содержание. И чем мощнее средство, тем сильнее это поле.
Ныне мы не можем не отметить особую сложность сохранения человеком его субъективности в рамках человеко-машинного взаимодействия. Тенденция здесь такова, что человеческое начало учитывается всё меньше, о чем свидетельствует то решающее значение, которое во всех прогнозах придается интеллектуализации ЭВМ, передаче функций человеческого мышления искусственному интеллекту. В научно - технической литературе видно устойчивое стремление к «переквалификации» компьютеров из помощников человека в равноправных участников общения, а потом и превращения в «лиц, принимающих решения» – вместо человека. Ввиду убежденности большинства специалистов в возможности создания искусственного интеллекта, равного человеческому, а следовательно, в будущем и превосходящего его по своим функциям, надо допускать принципиальную неединственность интеллекта человека, считаться с перспективой его развития в нечеловеческий, постчеловеческий. И трезво «глядя в глаза» этой проблеме, поставить вопрос о месте человека в этой новой ситуации, борясь за то, чтобы «постчеловеческая» реальность не превратилась в безчеловеческую, чтобы мир, в котором человек «не один», не превратился в мир без человека [5. С. 3 - 19].
Техника амбивалентна. Ещё семьдесят лет назад замечательный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Техника на вершине своей может привести к уничтожению большей части человечества и даже к космической катастрофе. Духовное и нравственное состояние человека, владеющего неслыханной техникой, приобретает решающее значение… Власть человека над стихийной природой может служить или делу Божьему, или делу дьявольскому, но она не может быть нейтральной. И поэтому необходима этика техники, этизация всего нашего отношения к технике… Этика техники делается одной из важных, не разработанных ещё сторон этики вообще. Это есть космическая сторона этики. Этика творчества должна признать успехи техники положительной ценностью и благом, обнаружением творческого призвания человека в мире и свободы его духа. Но этика должна и ясно увидеть, что техника несет с собой величайшие опасности нового порабощения и уничтожения человеческого духа. Это значит, что нужно пробудить напряжённую нравственную энергию в отношении к технике, преодолеть нейтральное отношение к ней». Амбивалентность техники обусловливает амбивалентность инженерной деятельности.