Творчество и инженерная деятельность

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ

Главные качества современного молодого выпускника ин­женерной специальности – его творческий научно-технический потенциал, способность самостоятельно видеть проблему, уме­ние ставить и решать задачу поиска новых конструкторско – технологических решений на уровне изобретений, обеспечивающих, с одной стороны, создание изделий мирового уровня по качеству, а с другой – всестороннюю интенсификацию и эконо­мию ресурсов при создании и эксплуатации таких изделий. Именно эти качества специалистов, прежде всего, составляют интеллектуальный потенциал страны, обеспечивают ее успешное развитие и, соответственно, ее экономическую и политическую независимость.

В настоящее время процесс изучения подавляющего большинства научных дисциплин (гуманитарных, техниче­ских, специальных) в основном построен на решении таких теоретических и практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, предложен способ ее решения, да­ется пример решения подобной задачи предложенным спосо­бом. При этом результат решения задачи известен преподава­телю, а во многих случаях - и студенту. В определенной сте­пени этот подход оправдан и даже необходим с точки зрения освоения и закрепления знаний. Однако результативность та­кого способа изучения той или другой научной дисциплины во многих случаях невысока, так как решение поставленной задачи не требуют глубоких творческих размышлений и обычно превращается в рутинную работу.

Вместе с тем, чтобы молодой специалист стал созидателем, творцом нового, овладения имеющимися знаниями и приобретения навыков хорошо делать явно недостаточно. В дополнение к этому он должен научиться творчески мыслить, получить возможность активизировать и развивать свои творческие способности. Этому во многом способствуют дисциплины «Инновационные методы инженерного творчества» и «Методы создания инновации в технике», объектом изучения которых является процесс творческой деятельности, в том числе изобретательской. Уместен вопрос: «Можно ли вообще научить творчеству и изобретательству?» Накопленный в те­чение многих столетий богатый опыт приобщения людей к твор­ческой деятельности и обучения их изобретательству позволяет дать в настоящее время однозначный положительный ответ на этот вопрос.

Основные задачи дисциплины:

- научить молодого специалиста самостоятельно ста­вить задачи создания новой техники, совершенство­вания существующей техники и технологий;

- привить навыки применения знаний, полученных при изучении фундаментальных и технических дисцип­лин (физики, механики, сопротивления материалов и др.) при поиске решения инженерных задач;

- ознакомить с основами методологии поиска решения творческих задач на уровне изобретения;

- приобрести начальный опыт составления заявки на предполагаемое изобретение.

Творчество и инженерная деятельность

Существуют разнообразные виды деятельности: духов­ная, материальная, производственная, научная и т.д. Под творческой деятельностью понимается деятельность, направ­ленная на получение новых знаний об окружающем мире, соз­дание качественно новых ценностей, никогда ранее не суще­ствовавших. Понятие «творчество» неразрывно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека, который, ис­пользуя свои способности, приобретенные знания и навыки, жизненный опыт, что-то создает, совершенствует, изобретает.

Творчество– это деятельность субъекта, в процессе которой он ставит или выбирает задачу, ищет условия и способ ее решения и создает нечто новое, не существующее на данный момент.

В зависимости от области и результатов творческой дея­тельности выделяют различные виды творчества: научное, на­учно-техническое, техническое, художественное, педагогическое и другие. В области различных искусств результат твор­чества – это произведение искусства: проза, поэзия, картина, скульптура и т. п.

Научное творчество направлено на удовлетворение по­требности познания окружающего мира и связано с фундамен­тальными науками - математикой, физикой, химией, философией.

Научно-техническое и техническое творчество имеют четкие практические цели и направлены на удовлетворение утилитарных потребностей общества. Эти виды творчества свя­заны с поиском технических задач и их решением на основе научных достижений. Они не имеют каких-либо существенных различий, и их часто называют инженерным творчеством.

В сфере науки и техники результаты творческой дея­тельности могут представлять собой:

- материальный продукт (изделие, энергию, вещество);

- социально-экономический эффект (снижение себестои­мости, повышение производительности труда, качества матери­ального продукта и т. п.);

- информацию (новые знания, отображенные в публика­циях, научные открытия, изобретения и т. д.).

Одной из форм инженерного творчества является изобре­тательство. Изобретательство – это процесс воплощения науч­ных идей в технические решения. Следует заметить, что про­дукты изобретательской деятельности – изобретения, являясь результатом технического освоения научных достижений, за­нимают промежуточное положение между научной идеей и ма­териальным объектом техники. Изобретение – это еще не закон­ченная машина, не полностью разработанный технологический процесс или материал. Но это уже идея, представленная в виде конкретной физической формы (описания, чертежей, модели и т. п.), отражающей ее новизну и осуществимость в объектах новой техники для удовлетворения существующих или новых потребностей общества.

Наши рекомендации