Cеминар №12. Техника и инженерная деятельность

1. Особенности технического познания.

2. Природа техники и технологии.

4. Стадии развития техники.

5. Л.Мэмфорд о предназначнии человека: техническая или герменевтическая деятельность?

6. Тезис О.Шпенглера «техника как тактика жизни»

7. Концепция Х.Ортеги-и-Гассета: техника как приспособление среды к онтологическому субъекту.

8. Мысли о техники в трудах М.Хайдеггера и М.Фуко.

9. Роль техники и технологии в современном обществе. Виртуальная реальность.

10. Техника: добро или зло?

11. Специфика инженерной деятельности. Кризис инженерии.

12. Этика инженера.

Список литературы

Учебники

Розин В.М. Философия техники: учебное пособие. – М.,2001.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.227-246.

Список дополнительной литературы.

Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук.- Л., 1988.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., 1989.

Ленк К. Размышления о современной технике. – М., 1996.

Митчем К. Что такое философия техники? – М.,1995.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М,1990.

Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Наука и культура/отв. Ред. В.Ж,Келле. – М.,1984.

Нестеров В.Г., Иткин И.Б., Соколова Н.П. Инженерная этика. – М.,1982.

Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер:учеб. пособие. – Уфа,1992.

Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск, 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Вопросы философии.- 1993. – №10. – С.32-68.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.,1991.

Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. – 1989. - №10. – С.3-18.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие. – М., 1995.

Философия техники: история и современность. – М., 1997.

Хайдеггер М. Вопрос о технике//Время и бытие. – М.,1993. – С.221-238.

Шаповалов Е.А. Общество и инженер. – Л., 1984.

Шпенглер О. Техника и человек//Культурология.ХХ век. – М.,1995. –С.454-496.

Cеминар №13. Философия в современном мире (заключительное занятие)

1. Специфика философской рефлексии на современном этапе.

2. Человек и человечество.

3. Философская культура личности.

4. Философия и профессионализм.

Список литературы

Учебники

Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. –С.240-263.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999. –С.4-77.

Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. – С.18-68.

Чтение философской литературы (первоисточников)

Данный вид работы не является обязательным для всех студентов, но, возможно, некоторым облегчит усвоение курса философии.

Философия относится к числу наиболее абстрактных учебных дисциплин, что затрудняет усвоение её основных идей. В истории философской мысли кристаллизовалось множество идей, обобщающих определённые стороны человеческой практики. Сама их суть близка человеку – ведь они представляют собой ответы на те мировоззренческие вопросы, которые задаёт себе каждый. Но язык, который используют философы, не всем понятен – он требует подготовки. Более того, не существует одного языка, которым пользовались бы все философы: одни из них используют один категоральный аппарат, другие – иной. Всё это чрезвычайно усложняет самостоятельную работу с текстами.

Обращение к философским знаниям – всегда внутреннее событие – поиск человеком ответа на возникшую потребность понять, объяснить.

Сознательное отношение к проблемам мировоззрения – необходимое условие формирования личности. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас требуется нечто большее. Для понимания жизни во всей её полноте и сложности требуются широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что происходит.

Изучение философской проблематики, чтение и толкование пусть и незначительных фрагментов философских текстов нисколько не затрудняют изучение философии, но напротив, облегчают его, развивают аналитические способности к суждению, уважение к мнению другого человека, подталкивают к необходимости собственной работы над формированием своего мировоззрения. Произведения философов, рекомендуемые для самостоятельного чтения, позволят прикоснуться к вершинам человеческой мысли.

Список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения

1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.

2. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. – М.,1994.

3. Ал-Газали. Воскрешение наук о вере. – М., 1980.

4. Аналитическая философия: Избранные тексты. –М., 1993.

5. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М., 1975-1984.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

7. Бергсон А. Собр. соч. – М., 1992.

8. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.

9. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990.

10. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – Киев, 1996.

11. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991.

12. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995.

13. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.

14. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1989.

15. Вольтер Ж.-М. Философские сочинения. – М., 1988.

16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

17. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

18. Грамши А. Избранные произведения/пер с итал.;под общ. ред. И.В.Григорьева и др.; вступит ст. П.П. Смирнова. – М.: Политиздат, 1980.

19. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

20. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. - М., 1950.

21. Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М.,1990.

22. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.

23. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1991.

24. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

25. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.,1993.

26. Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.

27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

28. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994.

29. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001.

30. Монтень М. Опыты: в 3 кн. – М.,1979-1980.

31. Мунье Э. Манифест персонализма. – М.,1999.

32. Мэмфорд Л. Техника и природа человека//Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986. – С.48-81.

33. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1990.

34. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.:Весь мир, 1997.

35. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой/ пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Аршилова – М., 1986.

37. Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе. – М.,1990

38. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М., 1992.

39. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –М.,1957.

40. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1985.

41. Роттердамский Э. Философские произведения – М., 1986.

42. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.,1969.

43. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

44. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. – М., 1990.

45. Сноу Ч.П. Две культуры и научно-техническая революция. – М., 1973.

46. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. – М.: Республика, 1992.

47. Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.

48. Унамуно М. Избранное: в 2 т. - М., 1981.

49. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1993.

50. Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. – М.,1995.

51. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Вариант, 1990.

53. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.

54. Фромм Э. Душа человека. – М., Республика, 1992.

55. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.

56. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. – М.,1991.

57. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989.

58. Шарден П.Т. Феномен человека: пер. с фр. – М.: Наука, 1987.

59. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. – М., 1993.

60. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

61. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991.

После прочтения произведения необходимо составить краткий рассказ о прочитанной книге: основная идея, дискуссионные моменты, значимость и актуальность темы для современного человека. Во время индивидуальных консультаций рассказать преподавателю о прочитанной книге.

Контроль проделанной за семестр работы осуществляется в форме экзамена. Экзамен в обязательном порядке включает в себя весь объём пройденного курса. Экзамен проводится строго по расписанию. Студент имеет право на пересдачу только неудовлетворительной оценки. Вторая пересдача принимается комиссией.

Вопросы к экзамену

  1. Мировоззрение, компоненты мировоззрения.
  2. Исторические типы мировоззрения.
  3. Специфика философского знания. Круг проблем философии.
  4. Материализм и идеализм в античной философии.
  5. Античная философия и становление христианского мировоззрения.
  6. Основные проблемы философии средних веков. Спор об универсалиях
  7. Натурфилософия эпохи Возрождения.
  8. Философия Нового времени.
  9. Философия ХХ века.
  10. Проблема бытия в философии. Сферы бытия.
  11. Категория субстанции.
  12. Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
  13. Материя, движение, пространство и время.
  14. Сознание: природа, свойства, структура.
  15. Сознание и бессознательное.
  16. Познание: границы и возможности. Проблема познаваемости мира.
  17. Единство чувственного и рационального в познании.
  18. Проблема истины в философии и науке. Концепции истины.
  19. Практика и истина. Виды практики. Истина и заблуждение.
  20. Научное познание: специфика, структура, формы и методы.
  21. Общество: основные концепции развития.
  22. Общество как система: сферы, структура.
  23. Типы обществ. Типология социальных групп.
  24. Формы общественного сознания.
  25. Общественный прогресс и его критерии.
  26. Человек. Проблема смысла жизни человека.
  27. Личность. Структура личности. Свобода и ответственность личности.
  28. Культура. Функции культуры.
  29. Культура и цивилизация.
  30. Картина мира в науке, религии, искусстве.
  31. Техника и технология. Специфика инженерной деятельности.
  32. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Наши рекомендации