Особенности налогообложения малого бизнеса
На сегодняшний день для субъектов малого предпринимательства в России разработана два основных вида налога: упрощенная система и вменный налог.
Субъекты малого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения для экономии на налогах и трудозатратах.
Режим применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности был установлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222- ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового Кодекса РФ. С тех пор контролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применение данного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).
В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрощенную систему "подпадают" ИП и организации, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей. С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года предусмотрено увеличение до 60 млн. руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика (Федеральный закон № 204-ФЗ от 19.07.2009г.)
Существуют и другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалы и (или) представительства, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать 25%.
Как известно, существует 2 вида объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения:
1. доходы, ставка 6%.
Налог в данном случае уплачивается с полученных доходов предприятия.
2. доходы — расходы, ставка 15%.
Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Например, в Тюменской области действует ставка 5%, а в Московской области - 10 %.
При применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» налог уплачивается с суммы налогооблагаемой базы.
При применении объекта налогообложения «доходы» или «доходы - расходы» юридические лица и ИП могут сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50% .
Кратко описав упрощенную систему налогообложения, давайте разберемся с ее преимуществами:
1. налогоплательщик может сам добровольно принять решение о переходе на УСН;
2. экономия на налогах (налогоплательщики- «упрощенцы» платят единый налог вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС);
3. "упрощенец" ведет более простой и менее объемный налоговый учет по единому налогу;
4. объем отчетности "упрощенца" значительно меньше, чем у субъекта, применяющего обычную систему налогообложения (вместо четырех налоговых деклараций только одна, организациями не представляется финансовая отчетность);
5. при переходе на УСН, налогоплательщик имеет возможность выбрать объект налогообложения (либо «доходы», либо «доходы минус расходы»);
6. сравнительно небольшие ставки единого налога.
Разобравшись с преимуществами УСН, перечислим ее недостатки:
1. потеря покупателей (крупные фирмы не хотят работать с «упрощенцами» из-за невозможности принять к вычету НДС). Чтобы не потерять покупателей, малый бизнес, несмотря на то, что он может применять УСН и будет переплачивать налоги в бюджет, выбирают общий режим налогообложения;
2. ограничен круг субъектов, имеющих право применять УСН;
3. перечень расходов, которые можно учесть при расчете налоговой базы при УСН, является закрытым по сравнению с общим режимом налогообложения. Это явный минус, поскольку при обычной системе налогообложения затраты можно учесть в составе расходов, если будет доказано, что они экономически оправданны. И хотя с 1 января 2006 г. список расходов при "упрощенке" расширен, что позволяет большинству "упрощенцев" признать все затраты при расчете налоговой базы, часть расходов все равно учесть нельзя;
4. необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности. Если по итогам года сумма исчисленного годового налога при объекте налогообложения "доходы минус расходы" получится меньше суммы минимального налога, который составляет 1% от полученных доходов, то должен быть уплачен этот минимальный налог. (То есть, не платить налог при маленькой прибыли либо при убытке не получится);
5. много неопределенности в тексте закона, что приводит к вольному толкованию текста со стороны фискальных органов.
Перечисленные факты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес и дают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерского учета, что опять-таки увеличивает расходы бизнеса (зачастую предприниматель просто собирает всю документацию за определенный период и передает ее для оформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можно отправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не только дает возможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства "в оборот", но и высвобождает время предпринимателя для решения задач по развитию бизнеса.
В малом бизнесе существует еще один специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход. Режим применения единого налога на вмененный доход осуществляется в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (ЕНВД) и законами субъектов РФ. В отличие от УСН налогоплательщик не может использовать ЕНВД по желанию, немного поясним, если налогоплательщик выбрал вид деятельности, попадающий в перечень видов деятельности, облагаемые ЕНВД, и не нарушает требования, установленные п. 2.2 ст. 346.26, то другой специальный налоговый режим он не может применять.
Налог уплачивается не с «доходов» или «доходы минус расходы», т. к. определить выручку и расходы на ЕНВД достаточно сложно, а с базовой доходности корректирующей на величину физического показателя и коэффициентов К1 и К2. В конце отчетного периода налогоплательщик имеет право сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50 % .
Перечисленные выше налоги являются наиболее сложными для применения, определяют основную налоговую нагрузку, и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена уплаты этих налогов уплатой единого налога составляет суть ЕНВД.
Следствием замены целого ряда налогов одним является экономия времени по заполнению соответствующих деклараций, а также значительное сокращение документооборота, упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета.
Однако, это преимущество уплаты одного налога вместо четырех превращается и в недостаток, когда речь заходит о предприятиях, которые вынуждены совмещать ЕНВД с общим режимом налогообложения или с упрощенной системой налогообложения. Так, у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов, и они должны организовать ведение раздельного учета, что означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы, выявлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Существует так называемая «комиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»:
- небольшой рынок сбыта, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;
- правовая независимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же собственниками-партнёрами, которые самостоятельно контролируют свое дело;
- управление предприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.
В настоящее время малое предпринимательство относится к числу важнейших направлений экономического развития. Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития.
Как показывает практика, слабость малого бизнеса в России состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, которое было подготовлено для Минэкономразвития, приводится следующий количественный показатель: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей, что вполне на уровне развитых стран.
Проблема находится в эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, которая очень низка, при этом сам указанный сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних, тогда как в развитых странах 4,1% составляет доля среднего бизнеса.
Согласно данному исследованию присутствует в России общий негативный тренд: оборот и прибыльность малых предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6%. Так доля малого бизнеса в ВВП нашей страны по данным «Бизнес журнала» составляет 21%, в то время как в развитых странах этот показатель более чем в два раза больше, а именно: более 40%.
Главной причиной сокращения выручки у малых предприятий в России видится низкий уровень финансовой обеспеченности большинства их них. Он, в свою очередь, формируется вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы. Так с 1 января 2010 года произошла замена ЕСН со ставкой 26% страховыми взносами общим размером 34%. Эта реформа увеличила налоговую нагрузку на все категории зарплат. Однако это увеличение явилось неравномерным, поскольку сильнее всего фискальное бремя сказалось на средних зарплатах, а также на начислениях любого размера занятым в малом бизнесе. Существенное усиление нагрузки на средние заработные платы привело к тому, что большая их часть вновь ушла «в тень». В связи с чем Правительство РФ с 01.01.2012 г. было вынуждено уменьшить размер страховых взносов до 30%.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Поддерживая развитие предпринимательства, государство формирует средний класс собственников, на основе бизнеса которых создается устойчивость экономики в целом, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения всего региона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. На 6 декабря 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
3. Богомолова Л.Л. Система государственной поддержки малого бизнеса. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции социально-экономического развития регионов» 12 мая 2014г., г.Уфа. - Уфа: Аэтерна, 2014. - 162 с.
4. Богомолова Л.Л. Экспортный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Научный журнал «Научное обозрение» № 12, 2014.
5. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. – СПб: ГУАП, 2014. 185 с.
6. Л.А. Колесникова Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.А. - Москва: «Новый Логос». 2012 г. 190 с.
7. Меркулов, А.Н. Франчайзинг от А до Я / А.Н. Меркулов, В.В. Фокин, С.Д. Ватутин. - М: Феникс, 2013. - 160 с.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
9. Романов А.Н. Предпринимательство: учебник. /А.Н. Романова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -687с.
10. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с.
11. Франовская Г.Н. Малый Бизнес. Учебное пособие для вузов. / Г.Н. Франковская, 2007. – 312 с.
12. Управление малым бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://finlib.biz/biznes-malyiy/upravlenie-malyim-biznesom-rukovodstvo-dlya.html
13. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness.html Дата обращения (30.10.2014)
14. Большие возможности малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://www.elitarium.ru/2008/03/19/vozmozhnosti_malogo_biznesa.html)
15. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/role.htm
16. Малый бизнес в России сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness3.html Дата обращения
17. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России – 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm Дата обращения